Фото: © РИА Новости/Мирослав РотарьПока новоизбранный президент Молдавии Игорь Додон вещает о будущем сотрудничестве с Россией, премьер-министр Павел Филип договаривается с Брюсселем о пакете финансовой помощи в размере 100 миллионов евро. Что взамен потребовали европейцы? Отвернуться от России и продолжить «путь в Европу».
Сумма, конечно, впечатляет. Парламент нищей Молдовы останется верен своей проевропейской внешней политике. Филип успел отметить, что главные решения принимает парламент, поэтому мечты Игоря Додона о переориентации на сближение с Россией, так и останутся мечтами. Никаких кардинальных изменений не предвидится…
Мы наблюдаем зарождение противоречий между главой государства и парламентом. С премьер-министром страны все понятно: Европа и только она. Но тут имеется нюанс: президент обладает такими полномочиями, как созыв парламента и его роспуск, поэтому Филипу стоит серьезно отнестись к заявлению Додона о проведении досрочных парламентских выборов.
Если нельзя переманить на свою сторону проевропейских политиков, значит, проще разогнать старых и набрать новых. Иного способа изменить ситуацию в стране не имеется, а делать что-то нужно. Два года назад Молдова подписала с Евросоюзом соглашение об ассоциации и свободной торговле и что изменилось? Стали жить, как в Европе: сытно и богато? Как бы ни так! Население обнищало, люди уезжают на заработки за границу, чтобы выжить.
Филип давно уже на заметке у Додона находится, так как его правительство неэффективно и коррумпировано. Реформы, ориентация на Евросоюз? Правительство умудрилось сократить бюджетные расходы на инвестиции и социальные нужды более, чем на 2 млрд. леев. Куда уж дальше?
Игорь Додон: «Все не так просто, как им кажется. Они будут наказаны, и наказаны жестко. Никто не вечен. Возмездие придет быстрее, чем они думают. Первый шаг – это вотум недоверия».
Зачем Додону нужна Россия? Почему он именует ее стратегическим партнером Молдовы? Кишиневу жизненно важно вернуться на российский рынок и разрешить проблему трудовых мигрантов из Молдовы, работающих в российских мегаполисах. Премьер-министр, судя по всему, намерен загнать народ Молдовы в долговую кабалу, выпрашивая в Брюсселе подачки.
Филип не осознает, что проевропейский вектор политики Кишинева выгоден только ему с соратниками. Пророссийские настроения возобладали не просто так. Тому есть причины: воспоминания о советском прошлом, неудовлетворенность населением страны коррумпированными чиновниками, экономическая стагнация и безработица, что уничтожили надежды на лучшее европейское будущее. Спасение они видят только в России.
На Западе были огорчены выборами в Молдове и теперь рассчитывают, что правительство Филипа сведет на нет заявления Игоря Додона. Ну, что тут скажешь? Напрасные надежды… Молдаване поддержат своего президента и досрочным парламентским выборам в 2017 году быть. Только «новая кровь» способна подтолкнуть страну и вывести ее из экономической стагнации.
Но если Филип все же сумеет удержаться во власти, ему придется стать более сговорчивым. Отставка, словно дамоклов меч, зависнет над его головой, и, значит, придется пересмотреть свои приоритеты.
Евгений Радугин,
специально для
Politikus.ru