Итак, Сирия, война, переговоры. И немецкий взгляд — мнение весьма компетентного специалиста. Вчера ещё он был министром иностранных дел, завтра может стать президентом ФРГ, но пока ясно, что он охотно отходит от второсортных политических игр в непогрешимость Запада. Его мнение интересует ещё, поскольку покидающий пост главы МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер пока не был замечен в русофильстве.
Если кратко, то мнение, высказанное в интервью газете Sueddeutsche Zeitung, такое: в Астане сделан промежуточный шаг. Для нас важно признание факта — шаг сделан. Только что Лавров разъяснял на встрече с журналистами, как обстоят дела с новой сирийской конституцией. Какие-то часы назад чётко было сказано о заторможенности ооновских чиновников и специальных усилиях по торможению: «Если постоянно оглядываться на капризную позицию так называемой эр-риядской группы, то можно вообще никогда не приступать к сирийскому урегулированию». Выходит, мнение главы германского МИД совпадает с нашим.
Детали и вопросы: как воспринимать оценки Штайнмайера и что он считал важным? Скоро (12 февраля) в ФРГ президентские выборы. Мнение вероятного президента весомо, поскольку у него за плечами огромный опыт и нет партийно-фракционной зависимости. Суммируем: наши ВКС в Сирии спасли Алеппо (Штайнмайер не слово в слово, но так и оценил) и поддержали Асада. Но это не конец (наши настаивают на невозможности добиться прекращения войны только военными средствами).
Комментарий Штайнмайера: и Россия, и Турция учитывают, что есть другие «игроки, которые всегда были причастны к сирийскому конфликту». По этой причине дальнейшие действия неизбежно будут под попечительством ООН.
Далее было сказано то, что редко удаётся услышать от официальных лиц в служебной обстановке: «Вопрос в том, где и когда всё пошло не так. Считаю сирийский кризис хронологией упущенных шансов. С самого начала…»
Вывод о способности и готовности к переговорам Совета Безопасности ООН получается негативный — деятели СБ не готовы. А ООН в принципе? Не уточняется. Поскольку в течение всех лет войны в Сирии в ООН проблемой занимались опытные деятели, в «ошибки» не верится. В переводе с дипломатического на открытый слышим: попечительство ООН опять утопит миротворчество в словопрениях.
Поскольку с журналистами Sueddeutsche Zeitung говорил многоопытный прагматик, попробуем догадаться, почему он сказал именно так, по-своему подкрепив оценки российского коллеги. Прежде всего, мало кто, кроме уходящего главы МИД, до министерской работы долго курировавшего германские спецслужбы, знает, как обстоят дела на самом деле. И знает он, что участием германских военных в авантюрах НАТО в Афганистане дело не ограничивается и не ограничится, если не приложить специальные усилия.
И отлично понимает Штайнмайер, насколько важно будет Штатам на период смены формата с обамовского на новый заткнуть кем-нибудь зияющие дыры своих «достижений» на Ближнем Востоке. Надо полагать, Штайнмайер не порадуется, если лучшие бойцы бундесвера будут служить затычками в Афганистане, Ираке, Сирии или ещё где.
Тем более, что в Германии хватает ястребов, желающих не просто возрождения евроармий, а хотят для ФРГ такой, какая будет хороша в экспедициях в чужие земли. Опять Drang nach Osten, только чуток южнее?
В итоге вывод: Штайнмайера «уходят» на почётную пенсию для пребывания в должности мало что решающего германского президента, поскольку его министерская позиция с ястребиной не совпала, а репутация слишком мощная, чтобы оставлять его в роли конкурента — кандидата в канцлеры.
Прагматик Штайнмайер отлично понимает: турецко-ваххабитский наскок на Сирию так затянулся, что пять лет войны могут легко превратиться в десять. И ни газа, ни нефти в ФРГ и вообще в ЕС из Персидского залива по трубам через сирийскую территорию теперь уж не ждать.
И если США организуют, как предполагается, «безопасные зоны» в Сирии, то точно не из гуманитарных побуждений — это будет полупримороженный конфликт на десятилетия, хуже кипрского. А переселение народов туда-сюда под какие-то сомнительные гарантии закордонных политиков и гуманитарных благодетелей — один из лохотронов, отработанных год-два назад и Турцией, и нефтяными шейхами. Даже Евросоюз пытался подсуетиться с миллиардами евро, но что-то пока не получается.
И миллион с лишним очень подозрительных «беженцев», уже напрягающих положение в ФРГ, может по поддельным сирийским паспортам удвоиться и породить крайне неприятное ваххабитское подполье с взрывоопасным потенциалом.
Стало быть, в последние недели на посту главы МИД Штайнмайер позволил себе намекнуть на то, что ближневосточная авантюра США остаётся авантюрой — наследием Обамы, только икаться от этой авантюры будет с всё большей силой Европе, что никакого нормального европейца порадовать не может. Мы разгадали намёки Штайнмайера? Скоро узнаем…