Сотрудничество Москвы с Европейским судом по правам человека ежегодно обходится федеральному бюджету в круглую сумму: только в 2017 году на содержание деятельности ЕСПЧ и выплаты по решениям заложено 600 миллионов рублей.
Эксперты «Центра актуальной политики» решили выяснить плюсы и минусы продолжающегося сотрудничества Москвы с ЕСПЧ — и пришли к любопытным выводам. Авторы доклада «ЕСПЧ: от института правосудия к инструменту политического давления» проанализировали не только самые громкие дела судебного органа, но и проследили вектор деятельности ЕСПЧ на российском направлении.
ЕСПЧ в отношении России действует ангажированно и политически мотивированно, утверждает директор ЦАП Андрей Татаринов. По его словам, чем увереннее Россия заявляет свою позицию на международной арене — тем быстрее и агрессивнее ЕСПЧ принимает решения по искам из нашей страны.
Эту позицию подтверждают решения ЕСПЧ за последние годы. В 2006 году, в период относительного спокойствия в отношениях России и Запада, сумма выплат РФ по искам в ЕСПЧ составила 1,3 млн евро.
Спустя год ситуация изменилась: Мюнхенская речь Владимира Путина, которая подвергла сомнению эффективность и справедливость однополярного устройства мира, стала заявкой России на участие в глобальных экономических и политических процессах, что тут же отразилось на выплатах по искам: 4,3 млн евро.
В 2008 году выплаты по искам в ЕСПЧ выросли до 9,3 млн евро. Подобная сумма и за переломный год в отношениях России и Запада: в 2014 году выплаты составили 9,7 млн евро.
Показательным является и то, что жители Донбасса стараясь защитить свое имущество и что самое главное — право на жизнь, в период 2014—2016 годов подали в ЕСПЧ 840 исков. Решений по ним вынесено — ноль. Иски подаются корректно, в том числе пользуясь понятием «по праву необходимости», которое позволяет подать иск напрямую, в силу невозможности обратиться в национальные суды. Повторюсь, решений по ним вынесено — ноль,утверждает Татаринов.
«В тоже время российский оппозиционер Навальный выигрывает семь исков против России и ЕСПЧ постановляет выплатить ему компенсацию на сумму 63600 евро. Речь идет об исках Навального в связи с его задержаниями на митингах, по его мнению, неправомерных. Обычная сумма компенсаций по таким делам не превышает 5000 евро», — продолжает эксперт.
Что является приоритетом для ЕСПЧ? Право на жизнь или выплаты оппозиционеру Навальному? Ответ очевиден из холодной статистики. Одновременно решаются несколько задач — финансовая поддержка лояльных западу оппозиционеров и создание неблагоприятного информационного фона о России на мировой политической арене.
Резкий рост доли решений, принятых ЕСПЧ против России с развитием кризиса в отношениях между Москвой и Брюсселем — прямое свидетельство политизации деятельности суда в Страсбурге. Такое мнение высказал ведущий эксперт «Центра актуальной политики» Виктор Олевич.
В 2016 году иски против России, удовлетворенные ЕСПЧ, составляли более четверти от всех решений суда. При этом против Украины, на территории которой идет кровопролитный гражданский конфликт вынесено в три раза меньше решений, чем против Москвы.
По мнению экс-сотрудника ООН, юриста Софоклиса Софокли, ЕСПЧ далеко отошел от своих же основополагающих норм и принципов — по примеру Евросоюза, ПАСЕ и других европейских структур. «Они перешли на ряд явно не дружественных и вызывающе необъективных решений и поступков по отношению к Российской Федерации».
Решения ЕСПЧ стали неприкрыто ангажированными, необъективными и провокационно политизированными. Об этом кричат сами факты, объективные цифры, скорость, объем и количество принимаемых решений и компенсационных денежных сумм против российских государственных органов и учреждений,заключил эксперт.