Во времена Великой Отечественной войны в Красногорске располагался лагерь для военнопленных № 27. Это было особенное учреждение, подконтрольное непосредственно главе НКВД Лаврентию Берии. Истории лагеря посвящена программа «НЕ ФАКТ» с Араратом Кещяном на телеканале «Звезда».
В Красногорском лагере советская разведка применяла особые методы воздействия на узников. Их обращали в новую, коммунистическую веру, открывая глаза на истинную суть гитлеровского режима.
До декабря 1942 года лагерь в Красногорске был небольшим перевалочным пунктом, своеобразным «фильтром», где шло распределение пленных по тыловым лагерям. Однако из-за противостояния под Сталинградом в плен было взято свыше 90 тысяч немецких военнослужащих, и уже с 1943 года сюда начали прибывать пленные немецкие солдаты, включая высокопоставленных лиц. Тогда было принято решение о реорганизации перевалочного пункта в особый офицерский лагерь.
Военнопленным в лагере № 27 предоставляли неплохой рацион, возможность иметь личные вещи, соблюдать гигиену, заниматься своим хобби. К примеру, немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, который со своей армией осаждал Сталинград, один из авторов плана «Барбаросса», в плену писал акварельные пейзажи.
«Тепличные» условия содержания верхушки вермахта были частью грандиозной задумки НКВД по идейному переубеждению опасного противника.
С середины 1943 года регулярно появлялись сообщения о целых немецких подразделениях, сложивших оружие и добровольно сдавшихся в плен. Их превращали в мощное орудие борьбы со вчерашними соратниками.
Генералов и фельдмаршалов по умолчанию размещали в лагере № 27 и пытались склонить на свою сторону, используя специальные методики. Однако, к примеру, Фридрих Паулюс, находясь в Красногорске, почти лишил советскую разведку надежды на его вербовку, храня преданность Гитлеру. Сломить Паулюса все-таки удалось. Это произошло через полтора года, когда фельдмаршал получил письмо из Берлина от жены, в котором она рассказала, что многие его коллеги-генералы примкнули к антифашистскому движению, а некоторые даже пытались организовать покушение на самого фюрера. И вот 8 августа 1944 года Фридрих Паулюс записал обращение к немецким офицерам и народу Германии.
«Считаю своим долгом заявить, что Германия должна устранить Адольфа Гитлера и установить новое государственное руководство, которое закончит войну и создаст условия, обеспечивающие нашему народу дальнейшее существование и восстановление мирных и дружественных отношений с нынешним противником», – заявил тогда Паулюс.
С этого момента Фридрих Паулюс стал добровольно сотрудничать с советской разведкой. Более того, на Нюрнбергском процессе Паулюс уже был не обвиняемым, а только свидетелем.
В красногорском лагере № 27 простых пленных почти не было. Немецкие кадровые офицеры, крупные специалисты, ученые, представители аристократии. В их распоряжении была неплохая библиотека, где можно было почитать Толстого и Достоевского или проштудировать труды Карла Маркса. Один из бывших узников вспоминал, что после своих визитов в библиотеку он был «ослеплен идеями коммунизма».
Весной 1943 года, сразу же после реорганизации лагеря, на его территории открылась Центральная антифашистская школа. Обучение в этой школе не было обязательным. Однако отказников довольно быстро переводили в другой лагерь, с уже более характерными для подобных мест режимом и условиями содержания. Те, кто добровольно шел на обучение, получали дополнительное питание и табак, а также освобождались от тяжелой физической работы.
Добросовестные ученики проходили курс от двух месяцев до полугода. К каждому слушателю школы был приставлен политработник из структуры НКВД. Он отвечал за благонадежность своего подопечного.
Школа в Красногорске готовила кадры на будущее. Планировалось, что прошедшие обучение в дальнейшем будут на добровольной основе сотрудничать с Советским Союзом даже после возвращения на родину.
Полный курс обучения включал не только теоретическую часть, но и практическую подготовку. После окончания школы «ученику» присваивали уровень благонадежности. Те, в чьей преданности сомневаться не приходилось, отправлялись на прифронтовую линию, где буквально под обстрелом вели антифашистскую агитацию.
Здесь же, в Красногорске, на конференции военнопленных был основан Национальный комитет «Свободная Германия». Немецкий коммунист, бежавший из Германии почти сразу после прихода к власти Адольфа Гитлера в середине 1930-х годов, Вильгельм Пик стал одним из его руководителей. Также в «Свободную Германию» вошли видные немецкие ученые и политики, офицеры и простые солдаты. Очень скоро «Свободная Германия» стала самостоятельной организацией с большой сетью подразделений. Ее главной задачей было свержение гитлеровского режима.
Отделения «Свободной Германии» стали открываться в других странах. Вдохновленные примером Вильгельма Пика и других активистов многие немцы перестали скрывать неприязнь к фюреру и начали бороться за другую, мирную Германию. И когда в 1945 году фашисты были полностью сломлены, члены «Свободной Германии» получили возможность вернуться на историческую родину. Многие из них через некоторое время заняли места в новом правительстве страны.
Фото: кихм.рф