Удар серией крылатых ракет Tomahawk, совершенный сегодня ночью с кораблей ВМС США из акватории Средиземного моря по сирийской авиабазе Шайрат, может оказаться пустым залпом. Нет, безусловно, армии Сирии нанесен ущерб в виде разрушенной инфраструктуры объектов ее ВВС. Однако достигнута ли провозглашенная цель ракетного налета? Ведь Пентагон уже не раз искал мифическое химоружие в разных странах, и подобные поиски заканчивались либо пустым звуком, либо сотрясанием крошечных пробирок с якобы найденными «арсеналами» страшного зелья.
Нынешняя ракетная атака может оказаться демонстрацией силы, попыткой Трампа упрочить свое положение на арене «борьбы с мировым терроризмом», полагают некоторые эксперты. И здесь одно из двух: либо американского президента вынудили пойти на такой шаг, либо Трамп отказывается от своих предвыборных обязательств не вмешиваться в «обустройство мира», а заниматься исключительно внутренними делами страны.
Залпы в ночи
Удар, о котором идет речь, был нанесен ближе к утру с эсминцев ВМС США Porter и USS Ross в восточной части Средиземного моря. Объектом этого налета стали самолеты, ангары, склады нефтепродуктов и материально-технического обеспечения базы ВВС САР в Шайрате. Поводом для ракетной атаки, согласно официальному заявлению Пентагона, стало намерение уничтожить место хранения химического оружия сирийской армией. При этом американцы, согласно все тому же заявлению, уведомили о своих намерениях российских военных, используя для этого линию связи в конфликтных ситуациях, а также «приняли меры предосторожности, чтобы свести к минимуму риск для российского или сирийского персонала».

Дональд Трамп уже заявил о том, что ракетный удар по авиабазе в Сирии «отвечает жизненно важным национальным интересам США». Он обвинил президента Сирии Башара Асада в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия, назвав ракетный налет способом «предотвратить распространение химического оружия». Удивительно, но в том же заявлении американский президент призвал все цивилизованные страны «присоединиться в стремлении положить конец кровопролитию в Сирии, а также положить конец терроризму всех видов и всех типов».
Химическая атака в городе Хан-Шейхун в провинции Идлиб, на которую ссылается американская сторона, обвиняя сирийские власти в этом происшествии, произошла 4 апреля. Специалисты турецкого Минздрава, вскрывшие тела нескольких убитых при нападении, сообщили, что люди погибли от нервно-паралитического боевого отравляющего вещества. Жертвами инцидента стали более 70 человек, еще свыше 500 человек пострадали. Вашингтон безапелляционно возложил всю полноту ответственности на правительственные войска Сирии, в то время как имеются однозначные сведения о том, что отравляющие вещества в данном районе принадлежали террористам. В частности, как сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, как раз крупный склад террористов с находившимися там цехами по производству фугасов, начиняемых отравляющими веществами, и был целью сирийской авиации. «С этого крупнейшего арсенала боеприпасы с химоружием доставлялись боевиками на территорию Ирака», – подчеркнул генерал Конашенков, добавив, что применение этого оружия террористами было неоднократно доказано как международными организациями, так и официальными иракскими властями.
Право на правду
Удивительно, но еще в начале прошлого года представительная международная структура – Организация по запрещению химического оружия – объявила о полной ликвидации химического арсенала Сирии и вывозе из этой страны всех запасов химоружия. Более того, именно за химическое разоружение Сирии эта организация получила в 2013 году Нобелевскую премию мира! К слову, ООН и упомянутая ОЗХО уже занялись расследованием нынешнего инцидента в Хан-Шейхуне, однако никаких выводов о возможных виновниках произошедшего они пока не распространяли.
Тем не менее США уже назначили официальных виновных в случившемся –сирийскую армию. Кстати, в 2003 году, накануне вторжения в Ирак, официальная позиция США заключалась в том, что иракские власти нарушают положения резолюции Совета Безопасности ООН и ведут разработку оружия массового поражения. В качестве доказательства изготовления центрифуг для обогащения урана и атомного оружия тогда была названа… закупка Ираком алюминиевых трубок! Еще оригинальнее поступил тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл.

Он показал комиссии ООН некую пробирку с непонятным содержимым, представив ее как неопровержимое наличие в Ираке бактериологического оружия. Последствия этой «пробирочной демонстрации» сегодня известны: уничтожение целой страны и свержение ее руководства, разрастание террористического движения по всему Ближнему Востоку, колоссальные потери для самих США… Кое-кто позже оправдывал Пауэлла, мол, его выступление с пробиркой являлось не утверждением о том, что у Ирака доказанно есть оружие массового поражения, а мнением о том, что Ирак «что-то скрывает».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова вспоминает, что в период ее работы в представительстве России при ООН в Нью-Йорке ей приходилось общаться с западными коллегами, в том числе с официальным представителем одной из миссий Совета Безопасности ООН из «западной тройки». «Это был 2005–2006 год, иракская кампания была в самом разгаре, но доказательства причин и предлогов, под которыми США и те страны, которые к ним примкнули, вторглись в Ирак, не были представлены», – напоминает Мария Захарова. К слову, официальная позиция российского внешнеполитического ведомства по нынешней ситуации в Хан-Шейхуне однозначна: необходимо проведение полноценного расследования с целью выяснения, что же на самом деле произошло и кто несет за это ответственность.
Как отмечает официальный представитель МИД РФ, следует осудить любое применение химического оружия кем бы то ни было и призвать миссию ОЗХО установить факты применения химоружия в Сирии в полном объеме. При этом расследование должно проводиться при обязательном условии, что персональный состав соответствующей миссии будет представлен в СБ ООН и будет носить географически сбалансированный характер. «Имею в виду, что не должно быть тотального доминирования среди людей, которые будут непосредственно заниматься выяснением этих вопросов, представителей западных стран, для которых судьба Сирии сводится исключительно к вопросу о смене режима. Иначе никакого полноценного, сбалансированного и адекватного расследования и анализа просто не может быть», – подчеркивает Мария Захарова.
Мнимая угроза
По данным российского МИД, территория, на которой произошел инцидент, с 2014 года контролируется террористами «Джебхат ан-Нусры» (организация запрещена в России). Сирийская авиация нанесла здесь удар по крупному складу боеприпасов и скоплению военной техники. Подтверждено, что на территории этого склада находились цеха по производству фугасов, начиняемых отравляющими веществами, которые предназначались для использования на территории Ирака, а также в Алеппо. К слову, по данным дипломатов, применение этих боеприпасов в одноименной провинции было в конце прошлого года зафиксировано российскими военными специалистами, а симптомы нынешнего отравления в Хан-Шейхуне, которые можно видеть на видеокадрах и в соцсетях, точно такие же, какие были в Алеппо. Кстати, тогда все факты применения химоружия вместе с отобранными пробами грунта были запротоколированы и переданы в ОЗХО. Они до сих пор изучаются...

Мария Захарова отмечает, что по факту событий в Хан-Шейхуне в СБ ООН внесен сфальсифицированный документ, который полностью основывается на фейковой информации. «Это просто К. Пауэлл и пробирка номер два! Вам же будет стыдно потом за действия ваших властей в СБ ООН. Обращаюсь к западной аудитории: остановите ваших представителей», – подчеркивает представитель российского МИД.

В самой Сирии категорически отрицают факт применения химического оружия. Заместитель председателя Совета министров САР, министр иностранных дел и по делам эмигрантов Валид Аль-Муаллем на пресс-конференции в Дамаске подчеркнул, что Сирия присоединилась к ОЗХО и предоставила соответствующие данные о химоружии, причем в средине 2016 года указанная организация подтвердила их точность. Нынешнее обострение ситуации, в том числе «химический скандал», политик связывает с восстановлением сирийской армией стабильности в районах, захваченных боевиками. Кстати, Аль-Муаллем отметил, что «Джебхат ан-Нусра», ИГИЛ и другие группировки продолжают хранить химоружие в населенных пунктах: Сирия отправила более 100 заявлений в СБ ООН и ОЗХО, в которых информировала о том, что террористы доставили химоружие из Ирака и от турецкой границы в строну Идлиба.
Бизнес на крови
Американский журналист, правозащитник, лауреат Пулитцеровской премии и премии за вклад в развитие свободной прессы Сеймур Херш в своих книгах «Чей зарин?» и «Красная линия и крысиная линия» подчеркивает, что администрация Барака Обамы ложно обвиняла сирийские власти в атаке зарином. По мнению репортера, Обама пытался использовать это как повод для вторжения в Сирию, при этом Херш указал на доклад британской разведки, которая отмечала, что зарин, который был использован в Сирии, – не из «запасов Асада». Тем не менее, как отмечает автор, еще в 2012 году было заключено тайное соглашение между администрацией США и лидерами Турции, Саудовской Аравии и Катара, которые под марку атаки зарином рассчитывали обвинить Асада и обеспечить повод для вторжения американских войск и свержения сирийской власти.

Как пишет Сеймур Херш, по условиям «соглашения», ЦРУ при поддержке МИ-6 назначалось «ответственным» за переброску химоружия из арсеналов Каддафи (бывший ливийский лидер) в Сирию. При этом в указанном процессе была замешана тогдашний госсекретарь США Хилари Клинтон.
Кстати, в одном из интервью Сеймура Херша спросили, каково его мнение: почему Обама так озабочен заменой Асада, ведь образовавшийся «вакуум власти», откроет Сирию для всех видов джихадистских группировок? Херш ответил, что не только он, но и Объединенный комитет начальников штабов не мог понять эту позицию Обамы. Не исключено, считает журналист, что она связана с желанием построить трубопровод для саудитов через территорию Сирии, чтобы освоить рынки Европы. Известно, что проект «Транс-Аравия» срывался еще со времен Хафеза Асада, бывшего главы Сирии, отца нынешнего сирийского лидера. Обама же, как отмечает Сеймур Херш, был сторонником не только трансаравийского нефтепровода, но и газопровода Катар – Сирия – Турция.

Политолог, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин отмечает, что в позиции Сеймура Херша есть немало здравого смысла. «Не исключено, что представители бизнеса, давившие на Обаму, сейчас надавили на Трампа, воззвав к его самолюбию в противостоянии с Россией по Сирии, а самое главное, к его позиции как бизнесмена, – полагает эксперт. – Именно с этим и связана активизация боевых действий под предлогом никем не доказанной химической атаки войск Асада. Думаю, что американцы не отпустят сирийскую тему, будут и дальше развивать и педалировать ее, причем действовать топорно, резко, нахраписто. Нашим ответом в этой ситуации должно стать не нагнетание обстановки, а действенные дипломатические усилия. Думаю, у российского руководства найдется немало политических ходов для нивелирования угрозы, которая, как выясняется, исходит от "лояльного" к России (как казалось) нового президента США».
Автор: Дмитрий Сергеев