Вступление Черногории в НАТО вызывает вопросы в военной целесообразности этой акции расширения альянса на восток. Американское финансовое агентство Bloomberg назвало эту балканскую страну «самым бесполезным членом» Североатлантического блока.
Не только потому, что она не будет платить 2% натовских взносов и обладает самой маленькой армией после Люксембурга численностью 900 человек. В этом году Черногория потратит на оборону около 50 млн евро (54,5 миллиона долларов), или около 1,3% ВВП. Это самый маленький военный бюджет любого члена НАТО. Албания тратит более чем вдвое больше, а Люксембург - в пять раз больше.
Не выдерживает критики и аргументация о полном контроле НАТО над побережьем Адриатического моря за счет приема Черногории. Однако монополию на Адриатике уже обеспечено членством в альянсе Италии, причем, если бы даже она была единственным союзником НАТО в этом регионе (Словения, Албания и Хорватия также имеют выход к морю). Напомним, что немецкий флот держался на Адриатике до самого конца войны.
Тогда в чём скрытый смысл столь активного привлечения Черногории в ряды Североатлантического альянса?
Ответ на этот вопрос Bloomberg ищет в экономике и называет в качестве главной причины противодействие «экономической экспансии России». По данным агентства, за последние 10 лет Москва приобрела в Черногории 40% недвижимости и треть национальных компаний, предоставив Цетинье треть всех прямых инвестиций. 22% туристов также предоставляет Россия.
Однако главная причина заключается все-таки в политике, об этом пишет Карл-Хайнц Камп из Федеральной академии политики безопасности Германии:
Это, прежде всего политическое послание, не в последнюю очередь для России, что НАТО придерживается своей «политики открытых дверей» и что она отказывается принять российское вето против права свободного выбора создавать альянсы. Вклад Черногории в НАТО может быть ограничен, но это облегчит интеграцию этой небольшой страны в Североатлантический союз. Это естественный шаг для страны, столь интегрированной в Европейский Союз, что она использует евро в качестве своей валюты, несмотря на то, что не является официальным членом еврозоны.
Прозападное правительство Черногории нуждается в создании в стране противовеса не только растущему экономическому влиянию России, но также антинатовским настроениям среди сербского населения. Цетинья обвиняет Москву в попытке устроить в прошлом году переворот и стремится получить военный зонтик НАТО против «панславянских заговоров», пишет Bloomberg.
Черногория выступает последним рубежом и для России, и для НАТО. Принимая Черногорию в свой военный блок, Североатлантический альянс посылает сигнал надежды Грузии, Молдавии и Украине на вступление в свои ряды, несмотря на существующие в них замороженные конфликты.
Alena Bajowa
Специально для Politikus.ru