Фото: Skyformat / Shutterstock.comНовости об очередных обострениях в зоне конфликта в Донбассе уже давно стали привычным фоном для других событий, вроде выборов во Франции или голой пятой точки на Евровидении. Между тем, за последние дни количество обстрелов превысило все разумные пределы. По сообщению заместителя командующего оперативным командованием ДНР Эдуарда Басурина, за 14 мая по непризнанной республике было выпущено 1153 боеприпаса, а специальный представитель ОБСЕ в контактной группе по Украине Мартин Сайдик заявил, что прошедшие выходные были самыми кровавыми на Донбассе за последнее время.
По сообщению МО ДНР, за последние дни был убит один военнослужащий, двое ранены, также была ранена пожилая женщина в Ясиноватой, а в Коминтерново местный житель скончался от ранения в результате обстрела со стороны украинских силовиков.
Украинская сторона, в свою очередь, сообщает о жертвах среди мирных граждан в Авдеевке. По их данным, четверо местных жителей погибли, еще один ранен. Из-за обстрела Авдеевки президент Украины Петр Порошенко был вынужден отменить посещение финала Евровидения.
Заместитель главы миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг, инспектируя приграничные территории, признал, что ОБСЕ не в силах исправить ситуацию в Донбассе, а счет нарушениям перемирия идет на тысячи – каждый день. Он также анонсировал ограничение работы миссии: патрули теперь будут ездить лишь по дорогам с твердым покрытием.
Это стало ответом на подрыв автомобиля миссии ОБСЕ 23 апреля. На пути следования двух внедорожников миссии сработала управляемая мина. В результате погиб сотрудник ОБСЕ, 35-летний американец. Еще двое были ранены. Произошло это на территории ЛНР, возле населенного пункта Пришиб. По словам Эдуарда Басурина, один из экипажей отклонился от основного маршрута и двигался по второстепенным дорогам, что запрещено мандатом СММ ОБСЕ, а командование ДНР неоднократно доводило до международных наблюдателей информацию о действиях украинских диверсантов вблизи линии боевого соприкосновения. Хуг, в свою очередь, призвал стороны конфликта на Донбассе к разминированию территорий, что предписано Минскими соглашениями.
«Я не раз обращался к сторонам, чтобы они перестали устанавливать такие (минные – прим. РП) заграждения. Бездействие как ДНР и ЛНР, так и ВСУ по-прежнему приводит к случаям смерти среди мирного населения», – сказал он. По его словам, маршрут был спланирован, а мина была установлена специально.
Теперь миссия будет передвигаться лишь по асфальтированным дорогам. А это значит, что множество поселков, сел и деревень, находящихся вдоль линии фронта, останутся совсем без поддержки. «У нас больше нет возможности помогать поддерживать перемирие на отдельных участках, чтобы отремонтировать дома, восстановить линии электропередач и водопроводы и обеспечить поставки», заявил Хуг журналистам норвежского издания NRK. А раз возможности следить за перемирием у миссии меньше – это лишь увеличит желание сторон начать стрельбу.
К миссии ОБСЕ у жителей Донбасса особое отношение. Допустим, живете вы в одном из поселков у линии фронта. Вы знаете, где чьи позиции: и ополчения ДНР, и батальонов со стороны Украины. Прилетает снаряд – и вы точно знаете, откуда он: на ваших глазах сотрудники ОБСЕ фотографируют воронку, измеряют диаметр, а затем пишут в отчете, что снаряд прилетел… просто прилетел, и точка. Сами собой над Донбассом вздумали полетать и 1153 мины в минувшие выходные. Всем, как говорится, всё известно – но нежелание миссии в угоду политическим раскладам видеть правду привело в конечном счете к гибели одного из сотрудников.
Жаль, что лишь гибель своего заставила ответственных за миссию присмотреться к тому, что происходит в Донбассе. Теперь же, после сокращения зоны охвата, количество выпущенных по людям мин может лишь вырасти – это, кстати, признают и в самой ОБСЕ. Но сделать они ничего не могут – ответ на смертоносный взрыв автоколонны миссии больше похож на реакцию страуса при испуге, учитывая, что это далеко не первое нападение на миссию.
Ответственность за инцидент возложена на стороны конфликта – мол, они должны уделять первоочередное внимание защите наблюдателей СММ ОБСЕ и гражданского населения на востоке Украины. Вот так, в первую очередь – думать о безопасности цивилизованных людей из ОБСЕ, и лишь потом – мирных граждан. Посол Эртурул Апакан, глава специальной мониторинговой миссии на Украине подчеркнул, что снятие ограничений на патрулирование не зависит от СММ или от Минского процесса. «Нет необходимости обещать большего. Нужно, чтобы те, кто уже дал обещания, исполнили их».
Если миссия, по сути, признала, что не может выполнять свою функцию в Донбассе – то что же придет ей на замену? В Европейских кулуарах поговаривают о том, чтобы послать в Донбасс вооруженные миротворческие силы под эгидой ООН. Попытки вооружить ОБСЕ ни к чему не привели. По мнению европейцев, солдаты ООН могут успокоить ситуацию, а в будущем – сделать возможным «интеграцию районов под контролем сепаратистов в остальную Украину», пишет издание NRK. А раз так, то ответ на вопрос, кто мог устроить подрыв автомобиля ОБСЕ, равно как и последние нападения на миссию, в общем-то, очевиден.