Во вчерашнем эфире утреннего политического шоу «Кактус», созданного сотрудниками Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навального, гость студии – соратник «кандидата в президенты» России Георгий Албуров заявил, что точно знает, куда идут деньги российского бизнесмена Евгения Пригожина. Своими словами он несколько обескуражил зрителей, ожидавших услышать о грандиозном «распиле» бюджетных средств.
По словам расследователя ФБК Георгия Албурова, по жалобе которого ФАС недавно вынесла решение, «23 миллиарда (общая сумма «картельного сговора» ряда компаний, связанных с бизнесменом – примеч.), конечно, не идут в карман Пригожина». Эти деньги, по уверению оппозиционера, направляются частной военной компании, которая борется с терроризмом в Сирии.
Претензии ФБК и ответ ФАС
19 мая принадлежащий Навальному Фонд борьбы с коррупцией опубликовал сведения о том, что Федеральная антимонопольная служба доказала причастность ряда связанных с Пригожиным компаний к сговору на общую сумму в 23 млрд рублей. Изначально ФАС подвергла проверке 18 участников различных аукционов оборонного ведомства страны за период с мая по июнь 2015 года, однако некоторые из приведенных в расследовании ФБК доказательств оказались ложными, и в отношении ряда организаций дело было прекращено.
Тем не менее антимонопольщики выявили антиконкурентное соглашение на восьми аукционах Минобороны за 2015 год со стартовой минимальной ценой в 1,8 млрд рублей. Участники этих торгов – компании «Миллениум клин», «Белый медведь», «Коралклин» и группа лиц в составе ООО «Спецресурс», «Мегалайн», «Компонент», «Рускомплекс», «Экобалт» – по решению ФАС признаны нарушителями антимонопольного законодательства. Штраф для вышеназванных организаций будет определен немного позднее, однако в ФАС учтут, что одна из структур совершила «явку с повинной». Как озвучивали в ФБК, связь поставщиков оборонного ведомства РФ с Евгением Пригожиным подтвердилась, когда фигурировавшие в деле компании прислали антимонопольщикам необходимые документы. Однако ФАС не обращалась с просьбой прояснить ситуацию ни к Пригожину лично, ни к сотрудникам «Конкорд менеджмент и консалтинг». Бизнесмен не является ни руководителем, ни участником указанных компаний, поэтому и информация ФБК о «связях» с поставщиками выглядит весьма размытой. Несмотря на выявление нарушений на торгах, представители антимонопольного ведомства заметили, все взятые на себя обязательства организации, фигурировавшие в расследовании, выполнили в полном объеме. При этом, согласно заявлению ФАС, эти компании еще и сэкономили российском бюджету средства. Куда «пропали» деньги?
Тем не менее «борцы с коррупцией» решили не обращать внимание на сэкономленные средства, а решили громко отпраздновать свою «победу», распространив в социальных сетях и интернет-журналах догадки о том, куда, на какие нужды пошли вырученные средства.
Интересно, что версию о том, что видный бизнесмен «положил 23 миллиарда себе в карман», сразу отмели – не выдержала никакой критики. По мнению Албурова, верного соратника Алексея Навального, деньги направляются частной военной компании, солдаты которой помогают восстановить мир в Сирии.
Версия оппозиционера действительно имеет право на жизнь. Еще в декабре 2016 года США включили Евгения Пригожина в расширенный санкционный список за лояльность российской власти. Наряду с бизнесменом ограничения тогда были введены против шести граждан РФ, 26 организаций и даже двух танкеров, - все они в той или иной мере «оказывали поддержку должностным лицам РФ». Для Пригожина включение в этот список не сыграло никакой роли – активов за рубежом у него нет, да и с Западом, по его личному признанию, его ничего не связывает. Однако, конечно, тенденция налицо. В санкционные списки американцы любят включать всех тех, кто так или иначе мешает реализации планов США или «играет не по правилам» Вашингтона. Поддерживаешь власть, борешься с террористами – попадешь в «черный список» Белого Дома. Только что с того? Ведь люди, действительно заинтересованные в развитии государства, не будут предавать интересы страны за возможность поехать на неделю-другую в Европу. Такие люди обычно, напротив, пытаются все свои силы и средства направить на защиту государства. Интересно, что дальше будут делать сотрудники ФБК. Все-таки Албуров, пусть и нехотя, своим заявлением поставил Пригожина в пример настоящего патриота. Случайность ли это была, или, скорее, неудачная попытка очернить бизнесмена? В любом случае, зрители политического шоу «Кактус» так и не дождались доказательств «распила» бюджетных средств.