Фото: Philip Lange / Shutterstock.comРазразившийся в июне дипломатический кризис вокруг Катара сегодня начал приобретать реальное военное измерение в виде изменения расстановки сил в регионе. Ссора с Саудитами и их союзниками в Персидском заливе ударила по американскому статусу в Катаре, поставив под вопрос будущее военной базы «Эль-Удэйда». По сообщению The Washington Post, США рискую потерять крупнейший авиаузел в Персидском заливе, контингент которого сопоставим с численностью катарской армии.
Вопрос о будущем авиабазы «Эль-Удэйда», что в 28 км к югу от Дохи, возник сразу после разрыва дипломатических отношений между Катаром и Саудитами. Тогда саудовские СМИ раздували слухи о возвращении американского наземного «Центра контроля воздушных операций» (САОС) обратно в Аравию, на авиабазу королевских ВВС имени Принца Султана, откуда он был перенесен в 2003 году. Однако тогда командование Пентагона заверило в том, что это дипломатическая проблема, и она никак не отразится на операциях США.
Тем не менее, спустя три месяца слухи о вынужденном уходе американцев из Катара вновь поползли в СМИ, причем на этот раз на таких противоположных полюсах мировой прессы, как The Washington Post и Fars News. Накануне Presstv сообщило о секретном соглашении, заключенном между Катаром и США о передаче авиабазы в Эль-Удэйде Турции. Предполагается, что турецкие войска в течение двух лет заменят американцев, а руководить этим процессом будут американские военные советники.
По данным иранских СМИ, ротация кадров уже началась, и Турция рассчитывает разместить в Катаре контингент от 10 тыс. до 30 тыс. человек. Эту утечку подтвердила также саудовская газета Rai al-Youm, которая ранее распространяла слухи о том, что Катар отомстит Трампу за объявление войны «Братьям-мусульманам»*, передав стратегическую базу русским. Однако когда на поверхность вышел более вероятный для союзнических отношений Катара турецкий след, стал понятен запланированный характер вывода американской миссии.
Таким образом, согласно СМИ, США лишаются крупнейшей военной базы на Ближнем Востоке, которая играла ключевую роль в логистике американских операций в Афганистане и в кампании против ИГ* в Ираке и Сирии. Только «Эль-Удэйда» способна принимать «аваксы», тяжелые транспортные и десантные самолеты, благодаря самой протяженной в регионе взлетно-посадочной полосе в 4,7 км, и вмещать до 100 авиамашин одновременно. Там же находится и линия прямой связи с российским командованием в Сирии, которую курирует владеющий русским языком полковник ВВС США Дэниел Мэннинг.
Кроме того, помимо авиабазы в Катаре базируется крупнейший склад военной техники для нужд бронетанковой армии США, расположенный на базе в Эс-Сайлия в окрестностях Дохи. Эта база призвана экономить время и ресурсы Пентагона на случай наземной войны в регионе. Тем не менее, договор об обороне и безопасности от 1992 года предполагает право Катара использовать часть базы «Эль-Удэйда» в своих целях, чем, видимо, катарцы не преминули воспользоваться, когда увидели посягательство на свои национальные интересы.
В самих США наличие ключевой авиабазы во всем азиатском регионе неоднократно повергалось критике, которая порицала зависимость Вашингтона от страны, поддерживающей терроризм. Что касается монархического двора самого Катара, то эмир Тамим бин Хамада Аль Тани лишь укрепляет свой режим, давая понять, что не позволит свергнуть его, используя внешнее военное вмешательство. Ротация войск на базе в Эль-Удэйде позволит Катару умерить реваншистские настроения саудовцев по свержению режима ещё в одной арабской стране, а Трампу избежать втягивания в очередной конфликт на Ближнем Востоке.
*«Братья-мусульмане», «Исламское государство» (ИГ) - террористические группировки, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ
Илья Новицкий,
специально для Politikus.ru