Фото: Semmick Photo / shutterstock.comМинувшей ночью в Нью-Йорке был опубликован доклад экспертов ООН и ОЗХО по итогам расследования химических атак в сирийских городах. Как и ожидалось, документ, вызвал много вопросов у сторонних наблюдателей, а власти Сирии и вовсе были поставлены в один ряд с террористическими организациями.
Совету безопасности ООН представлены результаты деятельности Совместного механизма расследования (СМР) по инцидентам в Умм-Хоше и Хан-Шейхуне, произошедшим 15 сентября 2016 года и 4 апреля 2017 года соответственно. Несмотря на то, что исследования в открытом доступе пока нет, определенная информация уже просочилась в прессу.
В частности, по заявлению постоянного представителя США при международной организации Никки Хейли, специалисты СМР возложили ответственность за применение отравляющего газа зарин на официальный Дамаск, а за прошлогоднюю атаку ипритом в Умм-Хоше – на террористическую группировку «Исламское государство» (деятельность запрещена в России).
Однако, далеко не все столь однозначно восприняли результаты деятельности совместной миссии. К примеру, заместитель главы МИД России Сергей Рябков отметил, что после беглого просмотра вышеуказанного документа были выявлены «изъяны методологии, логические нестыковки, неувязки и внутренние противоречия».
Действительно, с самого начала подход к изучению происшествий с применением химоружия представителями ООН и ОЗХО вызывал немало вопросов. Достаточно сказать, что в качестве доказательной базы экспертами были использованы лишь свидетельства боевиков так называемой умеренной оппозиции, принимавших участие в столкновениях с правительственными войсками. Учитывая нескрываемое желание противников Башара Асада лишить полномочий сирийского президента, а также регулярные сообщения об их тесном сотрудничестве с международными экстремистскими группировками, сложно представить, что информация, полученная от «угнетенных режимом» отличается объективностью и достоверностью.
Еще один момент, который вызвал у сторонних наблюдателей неподдельное удивление – отказ специалистов СМР посетить авиабазу Шайрат, с которой, по информации США якобы был осуществлен вылет самолетов ВВС Сирии с отравляющими веществами. В итоге, в начале октября под давлением общественности представители миссии все-таки там побывали, но необходимые пробы, тем не менее, не собрали.
Вообще, все что касается совместной деятельности ООН и ОЗХО, в последнее время сопровождается скандалами. Буквально несколько дней назад Вашингтон вынес на голосование в Совбез международной организации вопрос продления полномочий СМР, истекающих только через месяц. Россия тогда данную резолюцию заблокировала, аргументируя решение необходимостью дождаться результатов работы комиссии. Ввиду абсолютно неубедительных итогов расследования и отсутствия каких-либо доказательств, свидетельствовавших бы о справедливости конечных обвинений, можно констатировать, что позиция Москвы оказалась единственно верной.
Примечательно, что у сырого по своему содержанию доклада нашлись и ценители. Помимо упоминавшейся ранее госпожи Хейли профессионализмом команды СМР восхитился также генеральный секретарь ООН Антониу Гуттереш, заявивший о полной уверенности в «профессионализме, беспристрастности и объективности механизма» и выразивший благодарность руководителям и сотрудникам миссии за их «самоотверженную работу».
Что же касается реакции американской стороны, то она предугадывалась еще на стадии подготовки предложения по пролонгации полномочий совместной группы ООН и ОЗХО. Принимая во внимание, с каким упорством Соединенные Штаты пытались продавить совершенно несвоевременную инициативу, можно было предположить, что в Вашингтоне имели вполне ясное представление об итогах расследования. Никки Хейли, появившаяся на оглашении доклада с фотографиями погибших детей, в общем-то, наглядное тому подтверждение.
В любом случае, факт остается фактом: ООН позволила втянуть себя в игру, проходящую по правилам американцев, а это значит, что молчаливое одобрение мировым сообществом такого положения дел приведет к дальнейшему нивелированию роли международной организации, что само по себе очень опасно.