Фото: QiuJu Song / shutterstock.com
В последние несколько дней атлантическое лобби в Европе предприняло недружественные действия в отношении «Северного потока-2». Европейская комиссия объявила российский газ избыточным для нужд ЕС к 2030 году и попыталась заблокировать газопровод по методу «Южного потока», распространив на него правила Третьего энергопакета. Одновременно против СП-2 выступила Дания, закрыв для него свои территориальные воды. Новый маршрут в обход острова Борнхольм в Балтийском море призван удорожить строительство, чтобы сделать газовый проект нерентабельным.
Собственно на подрыв экономической выгоды России и направлены все последние потуги Европейской комиссии и стоящих за нею атлантистов. Правило Третьего энергопакета обязывает собственника газопровода отдать 50% объема прокачки для так называемых «независимых производителей» и соответственно разделить работы по продаже газа. Применительно к «Северному потоку-2» это означает, что вложения 9 млрд долларов в газопроводное строительство окупятся лишь наполовину, поскольку вместо 55 млрд кубометров в год России хотят оставить лишь половину – 27,5 млрд кубометров газа.
В этом случае вложения станут в два раза менее эффективными, чтобы заставить европейских участников проекта отказаться от участия в нем. На распад акционерного картеля были направлены также и американские санкции, запретившие западным банкам инвестировать в строительство «Северного потока-2». Из-за них пришлось снизить первоначальную планку кредитования в 70%. Однако до сих пор санкции, одобренные Конгрессом США, не получили утверждения в Минфине и других правительственных ведомствах.
В этой связи действия ЕК приобретают дополнительный смысл. Европейская политика демонополизации призвана также заставить «Газпром» передать газопровод для управления третьей стороне, в качестве которой могут выступить европейские участники проекта: компании ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall. Ранее России удалось вывести из режима Третьего энергопакета сухопутный участок «Северного потока» - газопровод Opal, доказав, что в районе выхода трубы «независимых производителей» нет. Применительно к подводному морскому газопроводу подключение дополнительных поставщиков газа чисто технически невозможно.
Тем не менее, Еврокомиссия в качестве альтернативы «Северному потоку-2» называет Трансадриатический газопровод (TAP)и выкупленную Ротшильдами украинскую ГТС. За счет последней лоббисты намереваются нарушить планы «Газпрома» перенаправить газовые потоки. Модернизация украинского газопровода требует 10 млрд долларов – это на один миллиард больше, чем строительство второго «Северного потока». Сегодня за украинский транзит платит европейский потребитель, однако после строительства обходного газопровода из России в Германию транзит через Украину окончательно потеряет экономический смысл.
Вот почему атлантическое лобби в настоящее время так усиленно продавливает ограничения для поставок российского газа в ЕС в обход Украины. При этом за откровенной провокацией против РФ просматривается и откровенное вредительство в отношении самой Европы. Уже в течение ближайших пяти лет с момента запуска СП-2 европейцы получат свыше 30 тыс. рабочих мест, что добавит ВВП ЕС 2,25 млрд евро в год. Общий экономический эффект от «Северного потока-2» превысит 5 млрд евро, а снижение цены на газ сэкономит Европе 8 млрд евро в год.
Неудивительно, что при таких показателях министры экономики стран ЕС отказали Еврокомиссии в мандате, после чего Брюссель стад действовать через отдельные страны-трансферты «Северного потока», такие как Дания и Польша. Не сработал и довод о переизбытке российского газа в ЕС. На фоне сокращения собственной газодобычи в континентальной Европе в этом году поставки из России увеличились на 9%. Мощность трансбалтийского газопровода из России позволит европейцам компенсировать растущий дефицит и сделать это намного дешевле и надежней, чем танкерными поставками СПГ из США.
Илья Новицкий,
специально для Politikus.ru