Иллюстрация: Trimailova Kristina / Shutterstock.comАфганистан, Ливия, Йемен и ряд других провалившихся проектов США на Ближнем Востоке позволяют говорить, что Москва сегодня является игроком, более успешно справляющимся с восстановлением мирного процесса в регионе. Отрицать очевидное не готов даже мировой гарант безопасности, что подтверждает состоявшаяся накануне беседа российского и американского лидеров Владимира Путина и Дональда Трампа.
Полноформатных переговоров так и не состоялось, тем не менее, президентам на полях саммита «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» во Вьетнаме удалось обсудить ряд вопросов, в их числе стала проблема сирийского урегулирования. В частности, стороны выступили за сохранение территориальной целостности Сирийской Арабской Республики (САР), подчеркнув, что конфликт не имеет военного решения и восстановление мира возможно только через политический диалог.
Главы двух государств подтвердили решимость нанести поражение террористической группировке ИГИЛ (запрещена в России) в САР. Также Владимир Путин и Дональд Трамп поддержали принятое тремя днями ранее США, Россией и Иорданией решение, предусматривающее вывод иностранных сил из юго-западной части Сирии.
Представляется, основной вывод по итогам прошедших переговоров в кулуарах саммита АТЭС - Вашингтон намерен продолжать политический диалог по сирийской проблеме. При этом заинтересованность сотрудничества у Штатов сохраняется на фоне резкого изменения расстановки сил на востоке Сирийской Арабской Республики.
Как известно, в ходе войны для Вашингтона повышенный интерес представляла восточная и юго-восточная часть Сирии. С одной стороны, там сконцентрирована большая часть нефтяных полей Сирии, с другой – данный участок имеет общую границу с Ираком.
Стремительное продвижение правительственных сил, поддерживаемых российскими ВКС, в провинции Дейр-эз-Зор, оказалось для гаранта мировой безопасности явно не кстати. Освобождение сирийской арабской армией (САА) и ее союзниками Дейр-эз-Зора, Меядина и Абу-Кемаль констатировало, что план по изоляции Сирии от иракской границы оказался провальным. Как бы то ни было, время ушло и теперь конфликт придется решать за переговорным столом.
Разбираясь в ситуации, российско-американские переговоры по Сирии сейчас более выгодны Вашингтону. Для Москвы, выполнившей все основные задачи, мнение «партнера», который, к тому же, присутствует в Сирии незаконно, уже менее значимо. Потеря Штатами влияния очевидна и действующему сирийскому руководству, который все чаще начинает обвинять международную коалицию в гибели мирного населения.
Все труднее Штатам находить общий язык и с представителями курдских формирований, на которых они делают ставку в послевоенном устройстве Сирии. Это дает дополнительные основания полагать, что очередной американский проект на Ближнем Востоке начинает «трещать по швам».