Фото: Jiri Flogel / shutterstock.com
Поражение террористической интервенции в Сирии заставило вдохновителей войны искать новые возможности для антииранской перестройки региона. В качестве новой жертвы Саудовская Аравия и Израиль выбрали ближайшего соседа Сирийской арабской республики – Ливан, спровоцировав в стране политический кризис. За счет ливанского сценария новой прокси-войны союзники рассчитывают избежать прямого столкновения с Ираном, а также непосредственного контакта с российскими ВКС, пишет выпускающий редактор сайта Veterans Today Джим Дин.
По данным аналитика из американской ассоциации ветеранов, Тель-Авив и Саудиты избрали Ливан в качестве «слабого звена» для продолжения агрессии на маршруте «шиитской дуги». Ливан традиционно считается «задним двором» Сирии и за годы войны «принес немалую жертву на алтарь сирийской победы». Отряды ливанской «Хезболлы» выставили против мятежников и террористов около 10 тыс. бойцов, потеряв около двух тысяч убитыми. Более одного миллиона беженцев из шести миллионов нашли в Ливане кров и убежище.
Вместе с тем, Ливан представляет собой удобную площадку для реализации антисирийских провокаций в силу своей религиозно-политической «балканизации». Согласно французскому мандату, страной правит триумвират политиков разной конфессиональной принадлежности: президент – христианин-маронит (католик), премьер-министр – суннит и спикер парламента – шиит. Последние фактически стали заложниками развернувшейся борьбы между Саудовской Аравией и Ираном, оказавшись их «агентами влияния» в собственной стране.
Саудиты традиционно делали ставку на клан Харири, два представителя которого, отец и сын, последовательно занимали пост премьер-министров Ливана. Именно поэтому Эр-Рияд инспирировал отставку нынешнего ливанского премьера Саада Харири, воспользовавшись его рабочим визитом в страну. 4 ноября ливанский политик выступил на саудовском телевидении «Аль-Арабийя» и объявил о своей отставке. Выступление состоялось из отеля Ritz Carlton, где в ночь на 5 ноября оказались заключены 11 саудовских принцев, четыре министра и несколько десятков бывших министров.
По мнению Джима Дина, государственный переворот в Саудовской Аравии задуман принцем Мухаммедом бен Салманом именно под развязку будущего конфликта с Ливаном. Зачистка саудовской элиты началась с задержания и принуждению к отставке Саада Харири, являющегося агентом влияния клана Фахд, из которого он и происходит. По данным ближневосточного аналитика Тьерри Мейсана, Саад Харири «не является биологическим сыном своего законного отца», будучи батардом в клане Саудов.
Вместо Харири в Бейрут на должность премьер-министра Ливана уже отправлен бывший министр юстиции и начальник полиции Ахраф Рифи. По признанию экс-министра иностранных дел Катара Хамада бен Джасема в интервью BBC, последний сыграл роль в разжигании войны в Сирии, обслуживая политически игры экс-премьера Наджиба Микати. Правда, после его отставки в подстрекательствах участвовал и Саад Харири, для чего у него имелся даже специальный офис в турецком городе Газиантеп. Однако теперь Харири играет роль жертвы саудовского переворота, чтобы спровоцировать в Ливане политический кризис. Его долг перед саудовским правительством составляет 4 млрд долларов и он не в состоянии противиться решениям своего кредитора.
В ходе своего выступления в присутствии Мухаммеда бен Салмана Саад Харири обвинил Иран во вмешательстве в дела арабских стран с помощью «Хезболлы» и пригрозил ударить по Ирану, используя метафору: «Зло обязательно ударит по тому, кто его совершил». Более того, по сообщению Тьерри Мейсана, он обвинил Иран в убийстве его отца Рафика Харири в 2005 году. Официально это громкое заказное убийство до сих пор не раскрыто, однако его значение для судьбы региона чрезвычайно велико. Подрыв политика спровоцировал в Ливане первую цветную революцию Ближнего Востока – «Кедровую».
В действительности, за этой темной историей стоят западные, израильские и саудовские спецслужбы, которые пытались инсценировать повод для начала войны против Сирии, обвинив в убийстве Харири Башара Асада. Асаду удалось тогда избежать ловушки, согласившись вывести из Ливана сирийские войска. Однако в 2007 году Израиль, потерпев поражение от «Хезболлы» в Южном Ливане, вновь приступил к реализации планов по ослаблению Сирии, которые, в конце концов, вылились в события «Арабской весны» и террористическую интервенцию «Аль-Каиды» и «Исламского государства».
Сегодня Саудиты приступили ко второй фазе реализации «ливанского сценария», объявив «Хезболлу» официально террористической организацией. Ратификация состоялась накануне на экстренном заседании Лиги арабских государств в Каире. Первоначально по горячим следам задержания Саада Харири Эр-Рияд объявил, что Ливан объявил им войну «из-за боевиков «Хезболлы», а теперь узаконил собственные обвинения. Джим Дин указывает, что для развязывания новой войны в регионе Саудовская Аравия имеет резерв в 20 тыс. боевиков на территории Иордании и ещё несколько тысяч в Ираке.
Таким образом, Саудовская Аравия не скрывает своих планов пересмотреть результаты сирийской войны в собственную пользу, разыграв ливанский сценарий. В новой саудовской игре против Ирана Израиль заинтересован воспользоваться возможностью, чтобы поучаствовать в ослаблении «Хезболлы» в южном Ливане и сохранить за собой оккупированные у Сирии Голанские высоты. Ближний Восток вновь втягивается войну, призванную свести на нет выросший потенциал «шиитской дуги» по итогам шестилетней войны в Сирии.
*«Аль-Каида, «Исламское государство» (ИГ) – террористические группировки, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ
Илья Новицкий,
специально для Politikus.ru