Фото: Sergey Kamshylin / shutterstock.com
15 декабря Европейский союз рассмотрит вопрос о создании «Европейского валютного фонда». К его созданию Европа шла более 10 лет, начиная с мирового финансового кризиса 2008 года, несмотря на наличие денежной подушки в виде «Европейского стабилизационного механизма». Новая структура также создается как страховка от грядущего обвала американского рынка ценных бумаг и альтернатива зависящего от него МВФ. Кроме того, Европейский валютный фонд охватит весь Евросоюз, а не только еврозону.
Идея создания Европейского валютного фонда (ЕВФ) впервые была выдвинута в 2010 году для борьбы с долговым кризисом стран Еврозоны и принадлежит главному экономисту Deutsche Bank Томасу Майеру. Тогда же были открыты первые структуры экономической помощи – «Европейский фонд финансовой стабильности» и «Европейский механизм финансовой стабилизации» объемом 60 млрд евро. В 2011 году им на смену пришел «Европейский стабилизационный механизм» (ЕСМ) объемом 80,4 млрд евро.
Об идее «Европейского валютного фонда» вспомнили лишь в марте по инициативе министра финансов Нидерландов Йеруна Дейсселблума, и она сразу же получила поддержку Еврокомиссара по экономическим и финансовым делам Пьера Московиси. Очевидно, к финансовой интеграции европейцев подстегнул приход к власти в США Дональда Трампа, который объявил войну экономическому глобализму и отказался содержать союзников в Европе.
«Европейский валютный фонд» создается на базе «Европейского стабилизационного механизма», обладающего позитивной динамикой. Кредитный потенциал в 500 млрд евро израсходован лишь на 25%, а объем выданных кредитов в 2,5 раза превышает кредиты МВФ за период 2011-2015 годов. Высокий спрос на ценные бумаги ЕСМ обусловлен их низкой процентной ставкой в 1,06% или даже 0% годовых. Скромная доходность компенсируется длительным периодом функционирования долгосрочных облигаций.
Кроме того, условия предоставления кредитов в Европе более привлекательны по сравнению с МВФ: срок погашения кредитов в четыре раза выше – 40 лет вместо десяти, кредитные ставки более низкие – в среднем 1% вместо 2-5%, а ресурсная база более гибкая, так как действует эмиссия долговых бумаг вместо болезненного повышения членских взносов. Единственный недостаток ЕСМ заключается в более узкой адресной базе. Она не выходит за пределы еврозоны и ограничена такими должниками, как Греция, Испания, Португалия, Ирландия.
В настоящее время ЕСМ действует через Еврокомиссию. Когда Механизм будет преобразован в «Европейский валютный фонд», финансовый механизм будет приведен в соответствие с политическими рамками ЕК. С выходом за пределы еврозоны ЕВФ расширит ресурсную базу, что позволит расширить и функционал. Например, инвестировать деньги в общеевропейские проекты, а не только на покрытие бюджетных дефицитов и долгов. По сути, «Европейский валютный фонд» станет, по выражению профессора Валентина Катасонова, «гибридом, совмещающим модели МВФ и Всемирного банка».
В целом, создание «Европейского валютного фонда» вписывается в общемировой тренд панрегиональных кредитно-финансовых механизмов, формирующихся в ответ на кризис МВФ и грядущую вторую волну глобального финансового кризиса. Подобные объединения сегодня реабилитируются повсеместно: Арабский валютный фонд (AMF) 1976 года, Латиноамериканский резервный фонд (FLAR) 1978 года, Азиатский валютный фонд 1997 года, либо создаются с нуля, как инициированный Россией «Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР)».
Дистанцирование от американской финансово-экономической системы породило также новый вид валютных фондов, направленных на стабилизацию курсов национальных валют. Они основаны на валютных свопах (обменах валютами в виде краткосрочных кредитов) между центробанками и другими национальными институтами.
Таким образом, Европа готовится к «американской зиме», которая наступит в феврале 2018 года, когда в ФРС придет команда Трампа, и поток дешевых денег из США закончится. Ответом на дорожающий доллар станет «Европейский валютный фонд», потенциал которого в региональных масштабах ЕС уже давно превосходит масштаб МВФ. В любом случае, как отмечается в пресс-релизе Европейской комиссии, ЕВФ будет создан не ранее 2019 года, а пока европейцы адаптируются к новым экономическим условиям трамповской эпохи.
Илья Новицкий,
специально для Politikus.ru