Фото: Drop of Light / Shutterstock.com
В интервью немецкому информационному агентству dpa генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг высказал намерение альянса интенсифицировать в предстоящем году диалог с Россией. При этом, оказывается, речь идёт не о нормализации отношений, а лишь о решении конкретных вопросов.
Столтенберг надеется, что будут более активно задействованы военные каналы коммуникаций; в качестве примера он привёл контакты с начальником Генерального штаба ВС РФ Валерием Герасимовым. В 2017 году с российским генералом, заместителем министра обороны, впервые после долгого перерыва общались глава Военного комитета НАТО чешский генерал Петер Павел и главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе американский генерал Кёртис Скапаротти. Насколько продуктивен был такой диалог, судить сложно – конкретной информации о встречах нет.
Так или иначе, встреча Герасимова с Павлом состоялась 7 сентября, а в начале декабря Павел заявил, что Россия представляет для НАТО бóльшую угрозу, чем ИГ. Это же мнение разделяет генерал Скапаротти, рассматривающий Россию как «самого большого врага» США. Главнокомандующий силами НАТО выступает за наращивание танковых соединений в Европе (естественно, оснащённых американскими танками) и обвиняет Россию в поддержке «Талибана». Больше того: выходя за рамки своей компетенции, Скапаротти призывает американские СМИ и Россию «прекратить вмешательство» в процесс демократических выборов, подрывающее суверенное право других стран «устанавливать своё правительство и определять его деятельность».
Уместно напомнить, что Совет Россия – НАТО, созданный в 2002 году, проводил встречи ежемесячно. После марта 2014 года его работа по инициативе НАТО была полностью заморожена вплоть до июня 2016 года. В 2017 году прошли 3 встречи.
Столтенберг утверждает, что наряду с устрашением диалог образует вторую опору политики альянса по отношению к России. Однако вторую опору разглядеть очень трудно: до сих пор все свои усилия альянс сосредоточивает на устрашении, предъявляя России всё новые обвинения. Из последних по времени – обвинения в создании угрозы подводным коммуникациям и в нарушении договора по ракетам среднего радиуса.
Рекс Тиллерсон по поводу контактов с Россией однажды высказался вполне определённо: «Мы поддерживаем беседу, когда есть цель». Поэтому, если Столтенберг стремится интенсифицировать диалог с Россией, ему осталось указать на ту цель, которая у НАТО и России может быть общей в отсутствии стремления Североатлантического альянса к нормализации отношений.