Фото: Josef Hanus / shutterstock.com
В связи с протестами последних дней в городах Ирана президент Хасан Роухани провёл 1 января экстренное совещание с руководителями иранского парламента. Он призвал сохранять сотрудничество трёх ветвей власти, заявив, что «единство среди властей – это первый шаг к решению проблем».
Напомним, начавшиеся 30 декабря во втором по величине иранском городе Мешхеде демонстрации протеста распространились на многие иранские города. В Тегеране, однако, крупных выступлений не было. С точки зрения географии антиправительственные акции выглядят локализованными в рамках отдельных провинций. В большинстве случаев количество протестующих не превышает нескольких сот человек.
Как сообщает Министерство информации Ирана, арестовано несколько протестующих, подстрекавших демонстрантов к беспорядкам и нападениям на государственные учреждения. В заявлении министерства, опубликованном 1 января, отмечается, что к мирным демонстрантам, выдвигавшим экономические требования, присоединились «подозрительные и агрессивные элементы», которые нанесли ущерб государственной собственности и спровоцировали ответные меры сил безопасности, что привело к жертвам среди участников протестов.
Согласно заявлению заместителя министра внутренних дел Ирана по вопросам безопасности и правопорядка Хоссейна Зольфагари, сделанному 2 января, в большинстве районов страны ситуация стабилизировалась, а продолжающиеся беспорядки скоро закончатся. Протестующие, подчеркнул заместитель министра, не являются мятежниками или правонарушителями. Силы безопасности, добавил он, не потерпят никаких нападений на гражданских лиц и объекты.
Президент Роухани отметил, что среди демонстрантов, которые выдвигают справедливые требования, есть и обманутые люди, но, несмотря на материальные затруднения, вызванные высоким уровнем безработицы, политические лозунги в нарушение закона выдвигает лишь небольшая группа людей.
Подобная оценка происходящих событий преобладает в сообщениях американских СМИ. The Washington Post отмечает, что демонстрации в Иране начались из-за проблем с хлебом-маслом. Иранцы ожидали, что после ядерной сделки 2015 года их жизнь улучшится, но им по-прежнему приходится сталкиваться с ростом цен и высоким уровнем безработицы. Протестующие осуждают коррупцию, расходы на иностранные конфликты в Сирии, тогда как внутренние потребности остаются неудовлетворёнными, отмечает The Washington Post.
Вместе с тем в Вашингтоне наметилось стремление воспользоваться внутренней напряжённостью в Иране. Тон задаёт президент Трамп. Он продолжает атаковать Иран в Твиттере, призывая иранцев к переменам и свержению «авторитарной системы».
Правда, по мнению The Atlantic Daily, Дональд Трамп не понимает, что происходит в Иране, а его твиты вводят в заблуждение. Протесты не касаются международного поведения и внешней политики Тегерана. Главная забота иранцев – цены на товары и продукты повседневного спроса, безработица, доступ к услугам. На улицы иранских городов выплеснулось разочарование населения материальными условиями жизни, в ухудшении которых американские санкции сыграли одну из главных ролей, делает вывод The Atlantic Daily.