Фото: daliluk / pixabayПо мере того, как правительственные войска Сирии освобождают страну от террористических группировок, а на освобожденных территориях начинают реализовываться инициативы по мирному урегулированию, все больше боевиков, продолжающих оставаться в рядах бандформирований, задумываются о том, какая участь их ждет после того, как война закончится.
Впрочем, задумываться здесь особо не о чем. Пример канувшего в лету «Исламского государства», бывшего некогда главной мировой угрозой и контролировавшего в какой-то момент до 70 процентов территории САР, однако окончательно разгромленного в ходе боев за провинцию Дейр-эз-Зор, рисует его подражателям довольно мрачные перспективы.
Вместе с тем, руководство Сирии, в настоящий момент активно вытягивающие страну из болота военных кошмаров, не ставят целью уничтожить всех без исключения участников незаконных вооруженных формирований, отчетливо осознавая, что многие из них стали террористами во многом вынужденно, став жертвами радикальных исламистов, не оставивших другого выбора.
Именно для такой категории сирийских граждан была разработана соответствующая программа реабилитации, направленная на возвращение добровольно сдавшихся в плен экстремистов к мирной жизни. Разумеется, это не означает, что еще вчера убивавший мирных жителей, а сегодня осознавший всю безнадежность собственного положения боевик, беспрепятственно станет частью полноценного гражданского общества. Такому решению властей предшествуют длительные процедуры, призванные, в первую очередь, проверить кандидатов на причастность к преступлениям против мирных жителей и военнослужащих САР.
К слову, буквально на днях в поселках Бейт-Джин и Мазраат Бейт-Джин провинции Дамаск начался процесс добровольной сдачи властям нескольких десятков экстремистов, желающих вернуться к нормальной жизни, а уже накануне стал прорабатываться вопрос урегулирования их правового статуса. Теперь, после того как все необходимые мероприятия выполнены, часть членов группировок останется в своих домах, а другие боевики по желанию будут вывезены в провинции Идлиб и Деръа.
Вообще, что касается провинции Дамаск, то в последнее время в данном регионе процесс мирного урегулирования проходит особенно активно. В частности, в конце прошлой недели сотни жителей населенных пунктов Баббиля, Ельда и Бейт-Сахм вышли на демонстрации против вооруженных группировок, препятствующих осуществлению локальных примирений, на которых скандировали лозунги, призывающие к примирению, восстановлению мира и стабильности в государстве. Также звучали призывы к национальному единству и требования к боевикам покинуть поселки.
Говоря же о таком ключевом моменте, как возвращение беженцев в свои дома, без которого нельзя представить полноценное послевоенное урегулирование, необходимо отметить, что и здесь вышеупомянутая провинция является одним из лидеров. В минувшее воскресенье губернатор Аляа Мунир сообщил, что только в город Забадани после его освобождения от террористических организаций вернулось более 1500 семей. Стоит сказать, что условия для вновь прибывших создаются местными властями соответствующие: ведется интенсивная работа по восстановлению города и разбору завалов, а к весне планируется расчистить все улицы города и полностью восстановить канализацию, телефонную связь, электро и водоснабжение.
Не будет преувеличением сказать, что вышеуказанные меры станут катализатором консолидации власти и общества Сирии, а это, в свою очередь, будет способствовать урегулированию кризиса не только в провинции Дамаск, но и в целом в Сирии.