Россия и Китай рассматривают перспективу Полярного Шелкового пути
Фото: iurii / shutterstock.com
В свете новости о том, что накануне российский танкер "Федор Литке" доставил в Испанию первую партию СПГ из Ямала, многие СМИ и представители экспертного сообщества обратили свое внимание на Северный морской путь. Ещё бы, ведь в то время, пока США довольно безуспешно пытаются навязать Евросоюзу свой сжиженный газ, Россия заключает с Испанией весьма выгодный контракт на 30 млрд. евро.
Ямал - весьма перспективный поставщик СПГ. На данный момент там планируется строительство крупного завода по его производству мощностью свыше 16 млн. тонн в год. Чтобы транспортировать такое количество топлива, необходим быстрый и удобный транспортный канал, которым и стал Северный морской путь (либо, как его еще называют, Северо-Восточный проход), доставить грузы по которому можно гораздо быстрее, чем пользуясь южными маршрутами, через Суэцкий и Панамский каналы. Например, "Федор Литке" добрался до Испании всего за 11 дней.
О перспективах развития Северного морского пути Владимир Путин говорил неоднократно. Последний раз упоминал об этом в своем обращении к Федеральному собранию, отметив, что СМП является "ключом к развитию российской Арктики", и поставив задачу выйти на новые рубежи и к 2025 нарастить грузооборот до 80 млн. тонн. Если учесть, что за последнюю "пятилетку" количество грузоперевозок демонстрирует уверенный рост, этот прогноз выглядит вполне реалистичным.
Когда во время церемонии первой погрузки сжиженного газа на заводе "Ямал СПГ" президент РФ обронил фразу о том, что "Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым", многие восприняли её как пророчество. В Пекине начали внимательно присматриваться в этой транспортной артерии и вскоре выступили с предложением о создании "Полярного Шелкового Пути".
Вообще, было бы странно, если бы этого не произошло, ведь 90% китайских товаров доставляются именно по морю. И если сейчас путь из северных портов Китая в Европу занимает порядка 48 дней, то использование Северного морского пути позволить сократить это время чуть ли не втрое. В таких условиях им сам бог велел развивать сотрудничество с Россией в этом направлении. А нам - и дальше развивать Арктику, выводя экономические показатели на новый уровень.
Андрей Шаповалов
Вернуться назад