Двойное дно в реинтеграции Донбасса: Порошенко спасается от заговора Саакашвили
Фото: Drop of Light / Shutterstock.com
Принятые Верховной Радой законы об интеграции Донбасса вызвали большой резонанс на Украине. Однако на этот раз против замирения конфликта выступили не только радикальные националисты, но также умеренная оппозиция Петра Порошенко, которая усмотрела в мерах по донбасскому урегулированию меры по укреплению личной власти президента. Об этом свидетельствует содержание этих законов, которые предоставляют Порошенко полную концентрацию военного управления и усиливают олигархические привилегии.
Рассмотрение скандальных законопроектов состоялось ещё 6 октября, однако с тех пор споры вокруг них не утихают. После того, как развеялся националистический флер о «российской агрессии», наступило рациональное понимание реальных последствий для Украины. Дело в том, что оба закона – о реинтеграции Донбасса и продления его особого статуса – носят нереальный характер в отношении ЛДНР и больше ориентированы на внутреннюю политику в самой Незалежной.
В первом законе, помимо того, что Россия узаконивается в качестве источника «оккупационной власти», содержится важное изменение в порядке осуществления военной операцией Киева. Теперь управление АТО, получившей статус «обороны», передается Объединенному оперативному штабу ВСУ, который напрямую подчиняется президенту и стоит над всеми силовыми ведомствами (ВСУ, СБУ, МЧС, полицией и Нацгвардией). Это позволяет Порошенко использовать силовиков в любой части Украины без объявления военного положения и санкции парламента.
Это подспудное нововведение моментально вызвало критику в Верховной Раде. Так, вице-спикер Оксана Сыроид назвала законы средством «приватизации армии для президента». А Надежда Савченко заявила, что Порошенко получил возможность «скрутить всю страну силовыми структурами», чтобы исключить в будущем не только майданы, но и «цивилизованные демократические выборы». Кроме того, вице-спикер указала ещё на один немаловажный аспект в «реинтеграции» Донбасса – экономический, который необходимо читать вкупе с одобренной накануне судебной реформой.
Принятый закон о судах фактический ввел законодательную базу для президентского олигархата. Согласно новым нормам, с одной стороны, ответственность за активы распространяется на юрлиц, которые не являются участниками судебного процесса, однако при этом одновременно снимается со связанных лиц. Это значит, что теперь наворованную собственность можно будет записывать на родственников или свалить на третью сторону, не опасаясь последствий от проведения преступной приватизации.
Все эти уловки, искусно зашифрованные в законах о реинтеграции Донбасса, в действительности, являются защитными мерами от тех ограничений президентской власти, которые в Незалежной лоббирует засланный Михаил Саакашвили. Напомним, что бывший губернатор Одессы требует введения антикоррупционных судов, отмены депутатской неприкосновенности и принятия нового избирательного закона в преддверии парламентских выборов в 2018-ом и президентских выборов в 2019 году.
Однако принятые законы по донбасскому урегулированию позволяют Порошенко оттянуть время принятых нововведений на неопределенный срок. Ведь во втором документе, который уже подписан президентом, вводится год на введение в Донбассе «особого порядка местного управления». Тем не менее, он будет введен лишь после вывода с территории донбасских республик всех «незаконных вооруженных формирований».
Поскольку это условие нельзя рассматривать в реальной плоскости, Порошенко сохраняет за собой расширенные полномочия на неограниченное время. Причем, чем дольше будет длиться вялотекущий вооруженный конфликт в Донбассе, тем для него лучше. Таким образом, оба закона в отношении ЛДНР носят нереальный характер и больше ориентированы на внутреннюю политику в самой Незалежной, являясь всего лишь ширмой для спасения Порошенко от развязанной против него кампании Саакашвили и стоящих за ним сил.
Илья Новицкий,
специально для Politikus.ru
Вернуться назад