Сирийский Курдистан: переговоры на фоне переформатирования
Фото: cristiano lissoni / Shutterstock.com
На фоне последних успехов Сирийской Арабской Армии и ее союзников, а также в связи с конфликтом между Багдадом и Эрбилем, незамеченным остался стартовавший раунд закрытых переговоров между Дамасском и представителями «Высшего курдского совета» при посредничестве Москвы.
20 октября представители сирийского правительства и офицеры российского Центра по примирению враждующих сторон прибыли в Хасеку, где состоялась встреча с частью «Верховного совета старейшин Курдистана», ассоциированной с «Народным Советом Западного Курдистана», и членами партии «Демократический союз» (PYD). По неподтвержденным данным, на переговорах присутствовал ряд представителей военного совета города. Однако по официальной информации, сторонники «Сирийских Демократических Сил» (SDF) на встрече отсутствовали. Формально тематикой встречи была объявлена гуманитарная и военно-политическая обстановка в регионе.
Курдская сторона отметила позитивным фактор готовности сирийских властей к прямому диалогу при посредничестве РФ в качестве основного гаранта. Курдские территориальные комитеты по международным делам Сирии заявили о готовности к дальнейшим переговроам и согласованности основных позиций. «Это важная база для дальнейшего переговорного процесса, борьбы с террором и скорого урегулирования конфликта» - отметил Абдулкарим Умар.
2 ноября в населенном пункте Камышлы состоялся второй раунд переговорного процесса. Среди заявленных сторон были представители «Сирийских демократически сил» и племенного ополчения из состава «Отрядов народной самообороны» (YPG). Несмотря на то, что итоги переговоров так и не были оглашены, из ряда источников можно сделать вывод, что основной тематикой являлось «военно-политическое устройство отдельных районов и военно-техническое сотрудничество». А уже 10 ноября состоялась встреча по примирению враждующих сторон с делегацией YPG в Координационном центр на территории Сирийской Арабской Республики, дислоцированном на авиабазе «Хмеймим», в ходе которой стороны подписали ряд документов.
Ранее, 8 ноября, командование YPG и координационный с SDF центр в Багдаде выступили с заявлениями о кадровых перестановка в составе «Отрядов народной самообороны» в военных советах Манбиджа, Хасаки, Аль-Камышлы и в добровольческой бригаде «Пустынный скорпион», принимающей участие в боях на восточном берегу Евфрата в районе нефтяных полей Омар. Относительно недавно данное формирование входило в состав дивизии «Ахфаад ар-Расул Аливия», формировавшей «Фронт Сирийских Племен», после развала которой часть группировок перешла на сторону САА и SDF. Командующий добровольческим формированием был обвинен в содействии «Курдской Рабочей Партии» и партии «Демократический союз». Штаб бригады вместе с ближайшими сторонниками перешел на сторону сирийских правительственных сил.
Таким образом, события стали продолжением уже годового, продолжающегося с момента начала вооруженных столкновений, конфликта между сирийской партией PYD (цель: создание автономии в составе Сирии), возглавляемой Салихом Муслимом, и иракской «Демократической Партией Курдистана» (ДПК, цель: выход сирийского курдистана из состава Республики и объединение с курдским автономным районом Ирака – образование «Свободного Курдистана»), лидером которой является Масуд Барзани. Обе организации с началом конфликта сформировали национальные советы: НСЗК(PYD), КНС(ДПК), которые вошли в состав «Высшего курдского совета».
При этом сворачивание деятельности «Курдских Национальных Советов» в Сирии на фоне кризиса в Иракском Курдистане, означает переформатирование всего проекта создания курдской национальной территории. А значит приводит к пересмотру среднесрочных планов США в рамках концепции Большого Ближнего Востока. Фактически, наряду с разницей мобилизационных потенциалов, это обуславливает создание на сирийской территории новых проамериканских военизированных формирований, подконтрольных Security Raider Forcу, на основе которых планируется создать Security Force Assistance Brigades.
Не менее интересны геополитические процессы, протекающие в соседнем с Сирией Ираке. Рост напряженности вокруг курдского вопроса, позволяет сделать ряд выводов: во-первых, наличие гарантии Масуду Барзани от американской стороны сохранения президентского поста, происходящее на фоне расформирования политбюро партии «Патриотического союза Курдистана», обеспечивающей альтернативность в рамках коалиционной модели. Приход же на пост генерального секретаря ПСК Косрату Расулу, технологически обеспечивает безальтернативность кандидатуры президента.
Во-вторых, главной для США установкой, анонсированной через региональные консультативные группы, является сдерживание региональных конкурентов – Ирана, а также вытеснение с углеводородных рынков внерегиональных акторов – РФ и Китая. Также, через усиление подобного рода взаимодействия, Вашингтон вместе с Эр-Риядом формируют буферную зону, «позволяющую воздействовать на транзит через иранский сухопутный коридор». Министр обороны Саудовской Аравии, принц Мухаммад бин Салман Аль Сауд заявил о формировании первого блока пакетных инвестиций на поддержание безопасности общей суммой до 1 млрд. долларов, а также обеспечение присутствия «Группы возрождения Востока».
Сдерживающим внутриполитическим фактором для Иракского Курдистана является растущая популярность «Движения за перемены» или «Горан»Ю де-факто, выступающего в качестве готовой контрэлиты.
7 ноября пресс-секретарь «Горран» Шорш Хаджи заявил, что «ДПК и ПСК, и правительство Курдистана потерпели неудачу. Мало того, что они принесли неудачу, они также принесли катастрофу нашему народу. Вот почему мы попросили правителей уйти в отставку. Мы требуем, чтобы Региональное правительство Курдистана ушло в отставку и сформировало временное правительство спасения, единственная задача которого состоит том, чтобы вести переговоры с Багдадом и готовиться к выборам».
При этом отход Пешмерги, как и других курдских вооруженных формирований, подконтрольных Эрбилю, с занимаемых территорий к границе автономного района, сопровождающиеся призывами Вашингтона к мирному урегулированию кризиса и позицией сопутствующего нейтралитета (ограниченная поддержке по линии ВТС, невмешательство), де-факто, означает формирование курса на поддержку Ирака. Данные события происходят на фоне роста в этой стране иранского влияния, приводящего в частности к разделению курдских военизированных формирований на курдов и арабов-шиитов (часть бывшей шиитской милиции), все больше в ступающих в ряды «Хашд аш-Шааби» и «Хезболы».
Таким образом, возвращаясь к Сирии, пока Эрбиль теряет военно-политическое присутствие на Северо-Востоке САР, США столкнулись с «кризисом интересов» переформатируя регион, а Москва и Дамаск приступили к расширению координации с подконтрольной «Демократическому союзу» частью YPG. Благодаря проведенным переговорам на Восточном берегу Евфрата размешены силы специального батальона HPX, сформированного в Африне. Наряду с этим ведется взаимодействие с курдскими советами по выработке основных аспектов политического урегулирования «Курдского вопроса» на сирийской территории.
Максим Александров
Вернуться назад