DataLife Engine > Мир > Попытки ЕС реформировать еврозону

Попытки ЕС реформировать еврозону

Попытки ЕС реформировать еврозону

Фото: DNetromphotos/shutterstock.com

Многие экономисты предполагали, что европейский саммит на прошлой неделе завершится прорывом в еврозоне. После года, когда европейский валютный союз устроил впечатляющее возвращение на рынок в качестве движущей силы и экономического роста, лидеры зоны должны были договориться о дальнейших шагах по интеграции. Но этого не случилось.
Политический тупик в Германии и общее исчезновение энтузиазма в отношении экономических реформ привели к появлению только типичного европейского пустозвонства. Лидеры ЕС «обменялись мнениями». Они согласились с тем, что «работа наших министров финансов должна сосредоточиться на областях, где конвергенция взглядов является самой большой». Но читая между строк, можно понять, что возможность договориться была потрачена впустую. ЕС больше занимает ликвидация последствий после антироссийских санкций.

Как укрепить еврозону не потеряв при этом одобрения США? Или пора перестать плясать под дудочку американской политики? У большинства есть общее желание перейти от чисто валютного союза в сторону политического союза, укрепив свои позиции и снизив влияние Трампа. Характерно, что многие из сторонников этого видения, которое можно назвать «федеральной моделью», предпочли бы, чтобы европейские граждане не заметили изменений.

Их противники долгое время пытались подавить любую инициативу по реформированию. Однако теперь эти антифедералисты изменили свою стратегию. Они занимают более конструктивную позицию, предлагая свое видение еврозоны. Их модель в первую очередь является национальной, но добавляет независимые технические учреждения на уровне ЕС.

Компромисс между этими двумя сторонами будет сложным и, вероятно, не слишком оптимальным. Но компромисс - это единственный путь вперед. Каким в данном случае должен быть компромисс, с точки зрения экономиста? Во-первых, реформа должна снизить риск разрыва еврозоны. Во-вторых, это должно увеличить возможности для получения экономических выгод от валютного союза.
В европейских договорах уже говорится о том, что государства-члены обязаны рассматривать свою налогово-бюджетную политику как вопрос, представляющий общий интерес. Теперь это должно быть закреплено на практике.

Достойным способом снижения риска распада может стать максимальное снижение влияния политических факторов Европейского механизма стабильности (ESM). Он должен иметь твердую правовую основу для реструктуризации задолженности государств-членов в координации с существующей программой (так называемой OMT) Европейского центрального банка (ЕЦБ), которая останется надежным кредитором последней инстанции.

Немецкие официальные лица, в том числе Вольфганг Шойбле, утверждали, что ESM должен стать финансовым фондом, Европейским валютным фондом и налоговым органом в одном. Однако, учитывая его межправительственный характер, ESM будет перегружен всеми этими ролями. Кроме того, ESM, вероятно, будет смешивать интересы национальной политики и еврозоны и иметь более жесткую предвзятость в налогово-бюджетной политике в связи с тем, что ее основное внимание уделяется обеспечению долговой устойчивости.

Тогда в дальнейшем ЕС сможет направить свои усилия на гармонизацию налогов и социального обеспечения. Поэтому лучший подход сохранит некоторое пространство для маневра в налоговой политике, чтобы избежать порочного цикла жесткой экономии, усугубляющего рецессии. Солидарность с ESM должна быть условной, в виде «денег на реформы».

Еврозона должна также завершить еще два пути к финансовой интеграции: банковский союз и союз рынков капитала. Эти два шага приведут к рациональному распределению капитала - от банковских кредитов до облигаций и капитала - через еврозону. Полученная выгода откроет новые возможности роста валютного союза.

Но к сожалению, в настоящее время ситуация в ЕС выглядит так, как будто для принятия этих мер необходим новый кризис. А ведь все могло бы быть иначе, если бы Европа не была так занята мифической антироссийской угрозой и решала бы реальные проблемы. Потеря такого выгодного партнера, как Россия стала мощным ударом для ЕС и закономерным падением в кризис.
На данный момент взаимоотношения между Россией и ЕС остаются прохладными, но выхода из этой ситуации есть. Существуют факты, подтверждающие взаимный настрой на преодоление этого накопившегося за последние годы негатива.

«Как говорят некоторые мои коллеги, свет в конце тоннеля — это хорошо, если только это не свет от несущегося навстречу поезда. Так что я надеюсь, что 2018 год станет годом нормализации российско-еэсовских отношений», — сказал постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.

Российский дипломат надеется, что 2018 год станет годом нормализации отношений России и Евросоюза, однако уверенности в том, что в наступающем году удастся окончательно решить существующие проблемы в отношениях между Москвой и Брюсселем, у него нет.

Специально для Politikus.ru



Вернуться назад