Крах европейской мечты: почему ЕС отказался финансировать Украину
Фото: Sergey Kamshylin / shutterstock.com
Ушедший 2017 год закончился для Украины полным провалом на европейском направлении. Ноябрьский саммит Восточного партнерства завершился принятием декларации, лишенной положения о вступлении Незалежной в Евросоюз. Однако самый чувствительный удар пришелся на финансовую сферу, когда в декабре Европейская комиссия отказалась выделить Киеву третий транш макроэкономической помощи в размере 600 млн евро.
Эти средства происходят из пакета 1,8 млрд евро, согласованного ещё в мае 2015 года, и выделяются в качестве кредита сроком на 15 лет. Для их получения Украина должна выполнить 21 требование Евросоюза, которые, по выражению председателя ЕК Жан-Клода Юнкера, направлены на «укрепление демократического управления». Среди них называются борьба с коррупцией, модернизация госуправления, усовершенствование бизнес-среды и системы социальной защиты и т.п.
Однако, как показала предыдущая практика задержки траншей, истинными причинами отказа в предоставлении кредита являются куда более «приземленные» требования. Все упирается в Карпатский лес, мораторий на вырубку которого украинские власти отказываются снимать. Второй транш Евросоюза поступил на Украину с опозданием в три месяца, в феврале 2017 года вместо декабря 2016 года, только когда в Верховную Раду поступил проект закона об отмене моратория.
Однако тогда запрет на экспорт древесины не был отменен, и вот теперь евробюрократия решила взять Киев на шантаж. Евросоюз обвиняет Незалежную в нарушении международных обязательств в рамках ВТО и соглашения об ассоциации. Однако снятие моратория на вывоз леса-кругляка для Украины будет означать сокращение рабочих мест, так как в результате массированного экспорта необработанной древесины украинские производители могут остаться без сырья.
К тому же, на решение Еврокомиссии заморозить макрофинансовую помощь Украине повлиял целый ряд нереализованных предписаний, связанных с прозрачностью финансового рынка и борьбой с коррупцией. Речь идет о создании Высшего антикоррупционного суда и введении электронного контроля над кредитно-финансовой деятельностью Украины: запуске системы автоматической проверки электронных деклараций, создании кредитного реестра Нацбанка и обеспечении допуска к информации о конечных бенефициарах всех компаний.
Это как раз тот случай, когда «благими намерениями выложена дорога в ад», поскольку все эти требования о финансовой прозрачности оформляют на Украине «электронно-банковский концлагерь», по образному выражению экономиста Валентина Катасонова. В данном случае высокий уровень коррупции выступает тем «спасательным кругом», который тормозит установление над Украиной виртуального контроля мировой банкократии.
Так, например, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) затягивает с внедрением механизма автоматизации проверки деклараций, а, по инсайдерской информации, и вовсе контролируется администрацией Порошенко. Об этом накануне заявила бывший руководитель департамента финансового контроля и мониторинга образа жизни НАПК Анна Саламатина, которая обвинила руководство контрольного ведомства в фальсификации проверок электронных деклараций чиновников. Естественно, что при такой ситуации создание независимого антикоррупционого суда также тормозится на всех уровнях власти, от парламента до президента, и имеет весьма призрачные перспективы.
Все это во многом объясняет, почему Евросоюз приостановил выделение финансовых траншей для Украины. Ведь в нынешнем состоянии деньги будут не только разворованы и выведены из страны, но и не обеспечат окончательного закабаления Незалежной западными корпорациями под видом развития демократии. Именно ЕС выделил самый большой объем финансовых вливаний в украинскую экономику в объеме 12 млрд евро, хотя является для Киева вторым кредитором после МВФ. Скорее всего, на этот раз евробюрократия отвернется от майданного режима вплоть до выборов 2019 года, давая понять, что такая власть её не устраивает.
Alena Bajowa,
специально для Politikus.ru
Вернуться назад