Ярославль 15 (Новый Регион, Ольга Радько) – После серии летных экспериментов, проведенных на этой неделе технической комиссией по расследованию авиакатастрофы Як-42Д в ярославском аэропорту Туношна, в результате которой погибла хоккейная команда «Локомотив», самолет погубили возникшее торможение при разгоне и неправильные действия пилотов, пытавшихся тем не менее подняться в воздух.
Как уверены эксперты, роковое притормаживание было предпринято одним из пилотов. В этой ситуации командир экипажа должен был прервать взлет, начав экстренное торможение. Противников версии об ошибках пилотов должен убедить последний летный эксперимент, который пройдет в ближайший вторник, пишет газета «Коммерсант».
Итогом проведенных испытателями шести прерванных взлетов экспериментального Як-42, во время которых пилоты моделировали действия погибшего экипажа, намеренно притормаживая разгон педалями, стало заявление участника эксперимента, летчика-испытателя ОКБ имени Яковлева Василия Севастьянова. Он сообщил, что результаты исследований подтвердили наличие «некоей тормозящей силы, не позволившей летчикам привести машину во взлетное положение».
Таким образом, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что причиной трагедии, унесшей жизни 45 человек, стали допущенные командиром экипажа Андреем Соломенцевым и вторым пилотом Игорем Жевеловым ошибки. «Они прошли три разгонные дистанции, пробежав по земле почти 3 км вместо обычных для Як-42Д 900 м, – сообщил «Ъ» один из участников расследования. – Примерно втрое было превышено и расчетное время разбега, составляющее обычно 25-30 сек. За полторы минуты экипаж не распознал действовавшей на самолет тормозящей силы, упорно продолжая начатый разгон, вместо того чтобы прервать взлет».
Оказавшись в воздухе, как полагают испытатели, экипаж Як-42Д компании «Як-Сервис» совершил еще одну трагическую ошибку. Проскочив посадочную полосу и с трудом оторвавшись от поверхности, пилоты, как установили эксперты, стали инстинктивно тянуть штурвал на себя, чтобы задрать выше нос машины. В итоге самолет вышел на закритические – превышающие, по словам испытателя Севастьянова, 19 градусов углы атаки, потерял скорость и свалился в плоский штопор. «Штурвал в этой ситуации нужно было наоборот «отдавать», чтобы поставить машину в почти горизонтальный полет и дать ей возможность набрать скорость», – говорят опытные летчики.
Следует отметить, что, несмотря на проведенные эксперименты и расчеты, с версией о тормозившем пилоте согласились не все участники расследования. Некоторые эксперты, признавая наличие тормозного момента на колесах, полагают, что пилоты создать его ни при каких условиях не могли, поскольку они «не сумасшедшие и не самоубийцы». Оппоненты «тормозного взлета» призывают коллег более тщательно обследовать тормозные механизмы Як-42Д на предмет возможного перегрева или поломки, вызвавших самопроизвольное подклинивание колодок. Главным аргументом сторонников технической версии является произведенный ими теоретический расчет, согласно которому пилот, держащий ноги на педалях и не имеющий жесткой опоры под ступнями, чисто физически не сможет оттянуть штурвал на себя так сильно, чтобы обеспечить машине закритический угол атаки.
Следует отметить, что вопрос о возможной причастности к трагедии летчиков всегда становится краеугольным камнем расследования авиакатастроф. Сторонников версии об ошибке пилотов оппоненты традиционно обвиняют в стремлении «свалить все на погибших», чтобы не утруждать себя поисками «истинных причин» трагедии. Чтобы избежать подобного рода критики, эксперты решили пойти навстречу несогласным и провести еще один, последний летный эксперимент с использованием динамометра. Выглядеть это будет так: испытатель разгонит экспериментальный Як-42Д на полосе, держа ноги на педалях и максимально оттягивая штурвал на себя, чтобы имитировать энергичный набор высоты. При этом усилие, развиваемое пилотом, на штурвальной колонке будет регистрировать специально прикрепленный к ней прибор – динамометр. Если полученная цифра окажется незапредельной с точки зрения человеческих возможностей, эксперты признают «тормозной взлет» реальным и выдвинутая версия станет официальным выводом комиссии. Последний эксперимент будет проведен в ближайший вторник, если, конечно, позволит погода.
Напомним, что, согласно предварительным выводам экспертов, взлету Як-42Д авиакомпании «Як-Сервис» с хоккейной командой ярославского «Локомотива» на борту помешал один из его пилотов, державший ноги на тормозных педалях машины. Из-за возникшего тормозного момента, как уже сообщал «Ъ», машина во время разгона «клевала» носом, и, для того чтобы оторвать переднюю стойку шасси от земли, пилотам пришлось с избытком перекладывать руль высоты и хвостовой стабилизатор Як-42Д в положение кабрирования. Уведенные рули тут же дали о себе знать – когда машина оторвалась от земли и пикирующий тормозной момент от колес пропал, самолет, устремившись круто вверх, вышел на закритические углы атаки, потерял скорость и свалился в плоский штопор.
Пытаясь найти объяснение столь странным действиям управляющего летчика (кто именно это был, командир или его напарник, пока не ясно), эксперты опросили действующих пилотов Як-42 и выяснили, что самопроизвольное притормаживание на разгоне действительно возможно. Это связано с тем, что педали «Яка» имеют двойное назначение: нажатие на их верхнюю часть активирует колесные тормоза, а усилие, приложенное к нижней части, перемещает так называемый руль направления, помогающий экипажу выдерживать курс при разгоне по полосе. На взлете, как говорят эксперты, летчики обычно держат пятки на полу, обеспечивая подруливание носками ног и не касаясь при этом тормозов. Однако некоторые инструкторы Як-42, как выяснилось, требуют, чтобы курсанты при взлете вообще не касались ногами пола, а постоянно держали их на педалях, подруливая, соответственно, не носками, а пятками. Возможно, кто-то из пилотов, получив в свое время противоречивые инструкции, и запутался в педалях в ответственный момент. Трагедии могли способствовать также неправильные регулировки пилотских кресел.
Как стало известно «Ъ» вечером вчерашнего дня, Межгосударственный авиационный комитет потребовал от всех российских авиакомпаний, эксплуатирующих Як-42, «провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета, а также по порядку регулировки пилотских сидений».
В любом случае, как говорят участники расследования, уже точно установлено, что все агрегаты самолета были исправны до самого столкновения с землей. А пилоты, столкнувшись с трудностями на разгоне, должны были просто прервать его, применив экстренное торможение.