© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
В 2017 году в путешествия по России отправилось рекордное количество россиян — 56,5 миллиона человек, заявил накануне праздников глава Ростуризма Олег Сафонов на парламентских слушаниях, посвященных развитию внутреннего туризма.
«Прирост к 2013 году составил 75%, к 2000 году — 125%. Число турпоездок в Россию иностранных граждан также выросло: по отношению к 2001 году — на 123%", — поделился радостью чиновник.
Участники туристического рынка радость не разделяют. «Высказывания о якобы бурно развивающемся туризме уже вызывают тошноту», «цифры по внутреннему туризму регулярно завышаются», — делятся они своим мнением на профильных сайтах.
Мнимый рост
В более сдержанных выражениях схожую точку зрения изложил «Ридусу» генеральный директор турфирмы «Дельфин» Сергей Ромашкин. Его компания — один из старейших игроков на российском рынке внутреннего туризма и, по словам эксперта, в своих оценках ориентируется на социологические опросы, которые дважды в год проводит ВЦИОМ: в мае людей спрашивают, куда они планируют поехать в отпуск, в сентябре интересуются, где отдыхали этим летом.
«И, честно говоря, по итогам этих опросов мы не видим существенного роста внутреннего турпотока за последние 2–3 года. Мы видим, что в прошлом году, наоборот, сильно усилился выезд. Я не говорю про Турцию, которая собрала 4,5 миллиона российских туристов, но даже страны, которые занимают вторые, третьи, пятые места нарастили прием наших туристов на 20–30%", — отмечает эксперт.
Тот же Сафонов в январе рапортовал, что в прошлом году число выезжающих отдыхать за рубеж россиян приблизилось к уровню 2014 года, увеличившись за год на 20% до 38 млн человек. Все эти туристы были сняты с российских пляжей, полагает Ромашкин.
Дело вот в чем: если верить тем же социологическим опросам, общее число россиян, которые в принципе путешествуют остается неизменным, то есть не растет. Просто направления их поездок время от времени меняются, и в разные годы преобладают разные тенденции: в 2016 году был всплеск внутреннего туризма, в 2017 произошел обратный отток на зарубежные рынки.
Эксперт подчеркивает, что качественной статистики, которая позволяла бы подтвердить или опровергнуть все эти цифры, в России нет. «Тема внутреннего туризма сейчас модная, поэтому все делают громкие заявления о росте, но реально качественно анализировать картину, вероятно, никто не может», — поясняет он.
прочитать на Hotline. travel.
пишет «Коммерсант».
Еще один признак не слишком оптимистичной ситуации на внутреннем направлении — снижение цен на отели на курортах Крыма и Краснодарского края.
«После периода десятилетнего роста, который за это время составил десятки, если не сотни процентов, в этом году мы впервые можем сказать туристам: «У нас подешевело». Пока подешевело достаточно скромно, но то, что средняя суточная стоимость снизилась, мы подтверждаем», — говорит Ромашкин. По его словам, пока что Крым снижается на 5–7%, Краснодарский край — на 9–11%. Сложно заподозрить российских отельеров в том, что на фоне предполагаемого бурного роста внутреннего туризма они вдруг решили проявить альтруизм и отказаться от потенциальной прибыли. Очевидно, причина кроется в бурном росте совсем другого направления: возвращение Турции на российский рынок в прошлом году резко обострило конкуренцию, отели, повысившие цены накануне сезона, ее проиграли, и теперь вынуждены отступать на прежние рубежи. Поможет ли это вернуть туристов, пока сказать сложно. Результат будет виден к середине сезона.
«Любое снижение в принципе влияет на спрос. Мы сами экспериментируем с ценой и видим, что даже снижение на 5% может вызвать повышенный интерес к отелю. Снизить цену на 10% - значит получить хорошую загрузку. Думаю, какую-то прибавку это даст. Другое дело, что и Турция тоже не почивает на лаврах: у них масса маркетинговых идей, и цены тоже не растут, и доллар сейчас находится на минимальных значениях. Это позволяет купить туры тоже достаточно дешево, может быть, даже дешевле, чем в 2017 году. Поэтому борьба предстоит серьезная, и думаю, что пятипроцентным снижением наши отели не отделаются», — прогнозирует эксперт.
В ожидании чемпионата
Самым востребованным у россиян направлением для летнего пляжного отдыха остается Краснодарский край. Крым, по мнению Ромашкина, уже прошел пик своей популярности, хотя в этом году ожидается, что открытие Керченского моста привлечет значительное количество туристов, которые просто захотят совместить поездку на полуостров с осмотром новой достопримечательности.
В Краснодарском крае понижение цен в большей степени коснулось Геленджика, Анапы, Туапсе — тех курортов, которые не связаны с Чемпионатом мира по футболу. В Сочи верят, что футбольные болельщики съедят любые цены и компенсируют возможное снижение потока отпускников. Но и здесь есть проблема: футбольные болельщики приезжают на 2–3 дня и двигаются дальше вслед за любимой командой, а стандартная поездка в курортный отель должна составлять 10–12 дней. Поэтому у гостиниц образуются неприятные паузы в загрузке, и непонятно, как их заполнять. Кстати, чемпионат мира сам по себе может стать проблемой для туристического рынка. Накопленная за 12 лет статистика говорит о том, что в годы проведения таких больших спортивных событий люди (в первую очередь, конечно, мужчины) предпочитают смотреть матчи и болеть вместе с друзьями и знакомыми, не выезжая из больших городов. Поэтому с середины июня до середины июля спрос на поездки в целом, возможно, будут даже несколько хуже, чем в 2017 году. Но потом туристы компенсируют этот провал и вернутся на курорты, полагает Ромашкин.
По его словам, пока спрос остается на уровне прошлого года — нет роста, но и спада, к счастью, тоже нет. «2017 год был для нас заметно хуже, чем 2016 год. Поэтому мы не хотели падать дальше, и пока не падаем», — заключает он.