Международный валютный фонд (МВФ) в понедельник улучшил экономический прогноз для России. Если в апреле МВФ оценивал глубину падения российской экономики в 2016 году в 1,8%, то в мае пересмотрел ее до 1,5%.
По новым же данным, фонд ожидает сокращения российской экономики в текущем году на 1,2% ВВП, а в 2017-м — уже роста на 1,0%.
Цифры, которыми оперирует МВФ в своих отчетах — вещь в значительной мере второстепенная, и в первую очередь надо обращать внимание на тренд, подчеркивает эксперт Института социально-экономических и политических исселедований Алексей Зудин.
«Ведь и минус 1,8, и минус 1,2 процента — это все равно падение, пусть и с меньшими темпами. Но надо понимать, что прогнозы МВФ редко когда делаются в „химически чистой“ среде. Они практически всегда политизированы, особенно когда речь идет о таких гигантах, как Россия или Китай», сказал он «Ридусу».
Если международные структуры желают поощрить ту или иную страну — или просто намекнуть ее руководству, что оно движется в «правильном» (с точки зрения заказчиков таких отчетов) направлении, то они публикуют положительные рейтинги — как это происходит сейчас в случае с Россией. Если же заказчики недовольны политикой страны, то и прогнозы выпускаются один другого мрачнее. Пример- тот же Китай, который, судя по аналитике МВФ, едва ли не находится на грани экономической катастрофы.
Подобный «заказ» вовсе не так прямолинеен, как может показаться, подчеркивает Зудин.
«Экономика состоит из живых людей. Если инвесторы видят, что МВФ позитивно оценивает перспективы того или иного рынка, они естественным путем начинают проявлять интерес к этому рынку. И соответственно, экономика этой страны начинает „чудесным образом“ расти. И наоборот, нагнетая мрак, рейтинги МВФ нагоняют на инвесторов страх, вынуждая их уводить деньги с рынка», — говорит он.
Существует даже специальная экономическая теория, названная по имени ее американских создателей «теоремой Томаса-Знанецкого». Согласно ей, если субъект экономического процесса воспринимает какую-либо ситуацию как реальную, она становится таковой. В МВФ эту теорему знают назубок.
Теорема американских социологов полностью укладывается в рамки такой, казалось бы, далекой от практической экономики науки как квантовая физика. В самых общих чертах, ее постулаты говорят о том же, о чем и теорема Томаса: состояние любой системы зависит от точки зрения на нее внешнего наблюдателя.
«Сами посмотрите: с тех пор, как МВФ начал понижать прогнозы на развитие экономики Китая, дела там пошли под гору. Сейчас кому-то на Западе стало выгодны, чтобы экономика России вышла из штопора — и пожалуйста, умеренно позитивные прогнозы тут как тут», — говорит Зудин.
Не известно, изучают ли в МВФ влияние квантовых эффектов на экономику стран, рейтинги которых там составляют. Но в случае с рейтингами МВФ, лучше всего применять аксиому, от науки далекую, но тем не менее мудрую: меньше знаешь — крепче спишь.