» » России предрекают новую Перестройку

России предрекают новую Перестройку

Автор: admin 517  
России предрекают новую Перестройку

Сложности, переживаемые экономикой той или иной страны, рано
или поздно приводят к радикальным изменениям всей экономической структуры. Именно
это произошло в СССР в конце 80-х годов прошлого века, круто изменив историю
всей страны. Сегодня к разговору о возможности новой перестройки экономики
вернулся «Ренессанс Капитал» в своем аналитическом обзоре «Новая Перестройка».
Параллели
Авторы документа апеллируют к временам позднего СССР,
пытаясь найти схожести в ситуации в экономике страны, напоминая, что к концу
80-х темпы роста советской экономики снизились с 4,4% за 1950–1978 гг. до 1,2%.
Для тех, кто ассоциирует перестройку времен Горбачева с последующим политическим крахом и развалом страны главный экономист «Ренессанс Капитала»
Чарли Робертсон указывает на то, что повторение прежнего коллапса сегодня
невозможно. По мнению эксперта, сегодняшняя экономика России слишком сильно
отличается от той, что была в 80-х, но при этом, она вполне может нуждаться в «новой
перестройке», с той целью, чтобы обеспечить темпы роста ВВП выше 2%.
Как утверждают авторы доклада, из-за падения цен на нефть, в 2016—2021 годах ВВП
на душу населения будет расти ежегодно на 2% (оценки МВФ), что сопоставимо с однопроцентным
ростом в 1978—1990 годах (несоответствие объясняется отличительными
особенностями социалистической и рыночной систем).
Точки роста
По мнению аналитиков «Ренессанс Капитала» сегодня у экономики России есть пять потенциальных
точек роста. Это въездной туризм; сельское хозяйство; дальнейшее продвижение в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business) Всемирного банка; ипотечное
кредитование; рост инвестиций, привлекательность которых может возрастать по мере приближения инфляции к 4%.
По мнению авторов обзора, программу «Новой Перестройки» готовит Алексей Кудрин,
активно настаивающий на структурных реформах и пользующийся доверием Владимира
Путина.
Объективные
предпосылки
Как минимум, теоретически, предпосылки для «новой
перестройки» экономики России определенно созрели и спорить в этом с «Ренессанс
Капиталом» совершенно бесполезно. Сегодня становится очевидным, что прежняя
экспортно-сырьевая модель развития, честно «кормившая» страну с начал
«нулевых» годов подошла к своему полному исчерпанию.
Став одним из крупнейших игроков на мировом рынке
углеводородов, металлов, минерального сырья и еще целого ряда сырьевых товаров,
Россия окончательно потеряла позиции в таких областях, как машиностроение (за исключением энергомашиностроения), электроника, гражданская авиация и судостроение,
биотехнологии и пр. Последствия этой утраты стали очевидны с момента падения
мировых цен на углеводороды.
Примечательно, что ей еще не удалось до конца прочувствовать
всей «прелести» этого процесса, так как позиции России в экспорте
газа в Западную Европу пока еще достаточно прочны. Однако, и эта опора может
рухнуть в ближайшие годы, в случае падения нынешнего режима в Сирии. Это устранит
последнее препятствие для строительства газопровода из Катара в направлении
Западной Европы, что позволит ей в среднесрочной перспективе «слезть»
с российских контрактов.
Вероятность того, судя по последним событиям в Сирии,
достаточно велика. А это значит, что России необходимо формировать новую
базовую модель собственной экономики, базирующуюся на сразу нескольких
экономических направлениях и ориентированную в том числе и на внутренний спрос.
России предрекают новую Перестройку
© Коллаж/Ridus
Мы будем жить теперь
по-новому?
Поможет ли «Новая Перестройка» создать новую
модель развития экономики? С одной стороны, все будет зависеть от характера, глубины и решительности реформ, с другой — от внешних условий. И здесь, к сожаленью,
возникают самые главные сложности. «Ренессанс Капитал» обоснованно указывает на видимые потенциальные точки роста. Однако, реализовать их при нынешнем
положении вещей будет предельно сложно, если не сказать невозможно. Основными
препятствиями к этому остаются антироссийские санкции и неразвитость в России
целого ряда государственных и общественных институтов.
Наличие санкций, в первую очередь затрагивающих сферу
инвестиций и кредитования, жестко увязано с важнейшими внешнеполитическими аспектами,
уступок по которым ждать от нынешнего российского руководства бессмысленно. Очевидно,
что разменивать Крым на доступ к иностранному капиталу никто не будет. Нет
оснований и для быстрого установления четкой работы таких институтов, как
независимые суды, защита прав инвесторов и пр.
Нельзя исключать, что ситуация может измениться в положительную сторону после президентских выборов 2018 года. Их результаты достаточно
предсказуемы, в связи с чем, можно предположить, что на руках у вновь
избранного главы государства окажется одновременно и «народный
мандат» и несколько лет времени, которые могут быть потрачены на те самые
реформы.
Президент прекрасно понимает, что модель, успешно работавшая
на протяжении полутора десятков лет, выработала себя окончательно и дальнейшие
попытки сохранения прежней парадигмы приведут лишь к росту напряженности и увеличению числа политических, экономических и социальных рисков. О том, что
какие-то действия по перестройке политической системы уже начались и активно ведутся,
можно судить по последним событиям, происходящим в стране.
Будет ли этого всего достаточно для осуществления
«Новой Перестройки» — вопрос открытый, ибо, как уже говорилось выше,
существует целый ряд моментов, поступиться которыми в нынешней ситуации
невозможно по определению.
Впрочем, в любом случае политика — это искусство компромисса,
искать который, так или иначе, придется всем заинтересованным сторонам.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров