В последние несколько дней Иран - едва ли не самая упоминаемая страна в международных сводках новостей. С одной стороны, это связано с желанием американского президента «пообломать» политические амбиции только что вышедшей из-под санкций Исламской Республики, с другой — с активной демонстрацией ее поддержки со стороны России.
На этом фоне, достаточно странными выглядят последние действия Тегерана в отношении Москвы,протянувшей ему руку помощи и рассматривающей его в качестве стратегического союзника в ближневосточном регионе.
Воздушная подножка
Не далее как вчера, стало известно, что Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин по «техническим причинам» отменил поездку в Тегеран на встречу с вице-президентом страны по науке и технологиями Сореной Саттари и министром обороны Хосейном Дехганом.
Как сообщает «Коммерсантъ», основной «технической причиной» стало разглашение иранской стороной о неких секретных переговорах, которые якобы должны были быть посвящены отказу Ирана закупать у России гражданские авиалайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Вместо этого, после снятия западом «авиационных» санкций, Тегеран активно приступил к переговорам с «Боингом» и «Эйрбасом» относительно закупок их самолетов.
Напомним, что в конце 2016 года стало известно, что Тегеран закупит 100 пассажирских самолетов Airbus на общую сумму $18 млрд, в том числе 46 — А320, 38 — А330 и 16 — А350. Все самолеты поступят в распоряжение иранской государственной авиакомпании Iran Air. Причем, первые поставки начнутся уже в 2017 году.
Данная сделка дезавуировала достигнутую ранее российско-иранскую договоренность о закупке Тегераном от двух десятков до сотни SSJ-100. По словам Дмитрия Рогозина, одна из крупнейших авиакомпаний Ирана якобы провела переговоры с Объединенной авиастроительной корпорацией, по результатам которых предполагалось, что в течение пяти лет Россия должна поставить Тегерану около 100 самолетов Superjet.
SSJ-100
© Ольга Соколова/Ridus.ru
Однако когда вопрос с санкциями оказался окончательно разрешен и в страну потекли деньги от продажи скопившейся за время санкций нефти, иранские авиационные власти и авиакомпании поспешили сменить приоритеты. И здесь «звезды выстроились» явно не в пользу российских авиа-производителей.
В продуктовой линейке Airbus самыми ходовыми являются модели вместимостью свыше 150 кресел, — пояснил «Ридусу» руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Все узкофюзеляжные модели сегодня тяготеют к вместимости порядка 200 кресел, тогда как SSJ-100 — это прежде всего машина для местных перевозок с вместимостью около 100 пассажиров.
По словам эксперта, у Ирана большой парк довольно старых и топливно неэффективных самолетов, но в размерности 150–200 кресел. И именно их иранцы хотят заменить в первую очередь.
То есть поняв, что возобновления санкций пока не предвидится, и занявшись обновлением собственного парка самолетов, Иран совершенно справедливо решил начать с наиболее распространенной категории машин, вмещающей 150–200 пассажиров. И здесь 100-местный Superjet помочь ему ничем не может.
Теоретически, иранское окно возможностей для российских авиа-производителей еще не захлопнулось окончательно. Удовлетворив потребности в среднеразмерных самолетах, Иран возьмется и за машины для местных перевозок. И здесь у SSJ-100, возможно, есть определенные шансы. Не исключено, что именно о них и должны были вестись переговоры, участие в которых якобы должен был принять Дмитрий Рогозин.
Другое дело, что приоритет этой темы для Тегерана определенно ниже, по сравнению с сегодняшними закупками, да и останутся ли после этого у иранской стороны деньги на 100-местные лайнеры — неизвестно. Возможно, именно это и послужило причиной неожиданного информационного «слива», заставившего российского вице-премьера отказаться от переговоров.