Компании со всех стран Евросоюза (кроме Польши и Греции) подписались под инициативой в полной мере выполнить Парижское соглашение и ограничить влияние на изменение климата. Европейские энергетические компании объявили об отказе инвестирования угольной промышленности, дав историческое обещание, что с начала следующего десятилетия в ЕС не будет построена ни одна новая угольная электростанция.
Неожиданное заявление было сделано на пресс-конференции в Брюсселе. 3500 национальных энергетических компаний с общими активами свыше 200 млрд евро подтвердили обязательства климатического соглашения и пообещали ввести мораторий на новые инвестиции в угольные предприятия после 2020 года.
«26 из 28 стран-членов заявили, что они не будут финансировать новые угольные заводы с 2020 года, - сказал Кристиан Руби, генеральный секретарь Eurelectric. - Эта инициатива войдет в историю. Это четкий сигнал, который говорит сам за себя, и его следует рассматривать в тесной связи с Парижским соглашением и нашим стремлением создать к 2050 году энергетику с нулевым уровнем выбросов углерода».
Нельзя забывать, что уголь в свое время играл ключевую роль в развитии Европы, поддерживал промышленную революцию, содействовал созданию профсоюзов и даже послужил важнейшим фактором создания организации-предшественника ЕС – Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
Но он также выделяет больше углекислого газа, чем любое другое ископаемое топливо. Кроме того, побочными выбросами сжигания угля являются смертельные токсины, такие как двуокись серы, двуокись азота и твердые частицы, которые в Европе ответственны за более чем 20 000 смертей в год.
Вендел Трио, директор Climate Action Network Europe, охарактеризовал новый шаг как «начало конца для угля».
«Теперь ясно, что для угля в ЕС нет будущего, - отметил Трио. - Вопрос в том, какова будет последняя дата его окончательной «смерти», и насколько жестко угольная промышленность будет бороться за то, чтобы держать заводы открытыми, даже если они больше не являются экономически жизнеспособными».
Угольная отрасль отнеслась к заявлению коммунальных предприятий со скепсисом. Брайан Рикеттс, генеральный секретарь торговой группы Euracoal, сказал: «В свое время паровые двигатели были заменены чем-то лучшим, более дешевым и производительным – электродвигателями и дизельными двигателями. Когда мы увидим новую энергетическую систему – с большей энергоэффективностью – которая обходится по доступной цене, то уголь, нефть и газ не понадобятся. Но пока мы по-прежнему полагаемся на традиционные источники».
Первоначально инициатива энергетических компаний натолкнулась на сопротивление Германии, которая полагается на уголь на время перехода от использования ядерной энергии к возобновляемым источникам. В конце концов, только Польша, которая зависит от угля примерно на 90% в своей выработке электроэнергии, и Греция, которая все еще планирует новые угольные заводы, не согласились с тем, что становится глобальной тенденцией.
В 2016 году запуск новых угольных заводов по всему миру сократился почти на две трети, причем ЕС и США лидировали в отказе от существующих угольных мощностей. При этом Европа должна будет постепенно вывести из эксплуатации все свои угольные заводы к 2030 году или же «значительно превысит» свои обязательства по Парижскому соглашению, считают эксперты по климату.
Задача для политиков в ближайшие два года будет состоять в том, чтобы скоординировать политические инструменты, обеспечить их взаимодополняемость и одновременную декарбонизацию, а также электрификацию транспортной сферы и промышленности.