Потребительский бум больше не повторится. Даже в случае оживления экономики и роста доходов у людей все равно останется память о кризисе и новые стандарты потребления. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
В Москве впервые за 15 лет практически остановился рост торговых центров. По данным Knight Frank, с января по июнь 2017 года в столице было открыто всего два подобных комплекса, и оба — за пределами третьего транспортного кольца. «Последний раз столь низкие результаты были зафиксированы аналитиками в первом полугодии 2003 года», — говорится в отчете компании. На рынке крупных торгово-развлекательных комплексов ситуация еще хуже: за полгода двери не открыл ни один новый ТРЦ, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные «Магазина магазинов».
© pixabay.com
Новая реальность
Оживление экономики, о котором в последнее время бодро рапортуют чиновники, на уровне спроса в ТЦ пока никак не отражается. И игроки рынка не ждут заметных улучшений как минимум в перспективе ближайших 2–3 лет, в отличие от тех же чиновников, которые рассчитывают на рост доходов населения, а следом — и расходов. Некоторые представители власти уже наблюдают повышение благосостояния населения. На днях глава Минфина РФ Антон Силуанов в эфире телеканала «Россия 1» заявил о том, что с начала года уровень жизни россиян начал выправляться. «Статистика говорит о том, что реальные доходы, особенно в мае, выросли темпами около 3%", — заявил министр. Правда, при этом не пояснил, из какого источника взята оценка.
Официальные данные Росстата со сведениями главы Минфина не совпадают. Ведомство фиксирует продолжение уже почти трехлетнего спада доходов — с октября 2014 года (за исключением одного месяца в начале 2017 года, когда показатель пошел вверх благодаря выплате пенсионерам 5 тыс. рублей).
По оценке статистической службы, в мае доходы населения снизились на 0,4%. Правда, по сравнению с апрельским спадом на 7,6%, эта цифра выглядит почти безобидно. В общей сложности за время кризиса кошельки россиян похудели на 13,7%. Но даже гипотетические 2–3% роста доходов не дадут сопоставимого увеличения потребительской активности, предупреждают эксперты. Потребители будут продолжать экономить.