Фото: Fotokon / Shutterstock.com
Латвия пожаловалась в Еврокомиссию на Литву и вручила официальному Вильнюсу ноту с требованием восстановить разобранный участок железной дороги, ведущий в латвийские порты. Это не первый случай противоречий между «прибалтийскими сестрами»: ранее Латвия и Эстония расходились с Литвой по Висагинской АЭС, Островецкой АЭС, железной дороге Rail Baltica и клайпедскому СПГ‑терминалу. «Балтийское единство» на поверку оказывается эфемерным понятием и проявляется только в следовании заданному из Вашингтона антироссийскому курсу. В экономической сфере страны Балтии являются конкурентами, и отсутствие согласия между ними приводит к провалу стратегических инфраструктурных проектов.
В 2008 году литовский государственный монополист Lietuvos Geležinkeliai разобрал железнодорожные рельсы на участке от Мажейкяя до Реньге. Официальное объяснение — необходимость ремонта этого участка железной дороги.
В Риге сразу же заподозрили совсем другую причину демонтажа: по разобранной железной дороге проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода до портов Латвии и Эстонии. В условиях затянувшегося «ремонта» (который так до сих пор и не завершен) у Мажейкяйского НПЗ не осталось иного выхода, кроме как перевозить всю свою продукцию через Клайпедский порт. При транспортировке нефтепродуктов в Латвию протяженность пути возрастала со 166 до 241 километра — экспортировать продукцию через Вентспилс заводу стало невыгодно. Предложения собственника НПЗ — польской компании Orlen — помочь Литве с ремонтом железной дороги были отклонены.
Сложившаяся ситуация вызвала возмущение и Orlen, и правительства Латвии. И поляки, и латвийцы обвинили «Литовскую железную дорогу» в недобросовестной конкуренции и пожаловались на нее в Брюссель.
В 2013 году Еврокомиссия начала расследование по факту возможных злоупотреблений Lietuvos Geležinkeliai в качестве монополиста. Сейчас это расследование подходит к концу: уже на этой неделе против «Литовской железной дороги» могут быть введены санкции за ограничение конкуренции; также ей грозит штраф до 35 миллионов евро.
Между тем Литва и Польша сумели договориться: месяц назад премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис предложил Orlen снижение тарифов на перевозки нефтепродуктов в Клайпедский порт в обмен на то, что участок железной дороги, связывавший Мажейкяйский НПЗ с Латвией, не будет восстановлен.
Для Латвии эта сделка была равносильна признанию властей Литвы в том, что они и не собирались ремонтировать железнодорожные пути между Мажейкяем и Реньге, а сознательно разобрали дорогу, чтобы забрать себе весь нефтетранзит.
«Это ясное политическое решение Литвы ограничить свободную торговлю в отношении портов Латвии», — прокомментировал ситуацию парламентский секретарь Министерства сообщения Латвии Эдгар Таварс. Латвия вручила Литве ноту с требованием восстановить 20 километров рельсов на участке Мажейкяй — Реньге и обеспечить возможность перевозки грузов для «Латвийской железной дороги».
Скандал вокруг разобранных рельсов не единственный случай, когда вместо «балтийского единства» в отношениях между странами Прибалтики обнаруживается конфликт интересов и конкуренция. Противоречия у Прибалтийских республик, как правило, возникают в экономической сфере и вызываются отстаиванием каждой из стран собственной шкурной выгоды.
С нежеланием Латвии и Эстонии участвовать в энергетических эпопеях Литвы связан провал литовских инфраструктурных проектов. Прибалтийские соседи отказались строить «в складчину» с Литвой Висагинскую АЭС на месте закрытой Игналинской, в результате чего проект новой литовской атомной станции «накрылся медным тазом».
Теперь Латвия и Эстония отказались закупать сжиженный газ с литовского СПГ‑терминала в Клайпеде, объявив его слишком дорогим. Литовский премьер вынужден был признать терминал Independence «ношей для литовских налогоплательщиков» и призвал искать другие пути для облегчения этой ноши, потому что прибалтийские соседи помочь Литве в этом вопросе и создать единый газовый рынок отказываются.
Из-за отказа от сотрудничества Латвии и Эстонии всё идет к тому, что и проект СПГ‑терминала в Литве проживет недолго.
Внутрибалтийская экономическая конкуренция приводит страны Балтии к расхождениям во внешней политике. В этом году Латвия нанесла дипломатическую оплеуху Литве, отказавшись присоединиться к литовскому «крестовому походу» против Белорусской АЭС. Официальный Вильнюс открыто связал позицию братьев-латышей по атомной станции с конкуренцией Литвы и Латвии за транзит.
Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс заявил, что главная причина, из-за которой Латвия не планирует блокировать белорусскую электроэнергию, заключается в попытках заманить белорусские грузы в Вентспилсский порт. «Яркий пример — порт Клайпеда, который полюбили белорусы; без Клайпеды им сложно представить экспорт. Но есть также порт Вентспилс, поэтому я полагаю, что они хотят больше сотрудничества», — сказал Линкявичюс.
В том числе из-за отсутствия согласия между Вильнюсом, Ригой и Таллином много лет буксует проект железной дороги Rail Baltica. Страны Балтии успели многократно переругаться из-за того, кто будет распределять подряды на те или иные работы по строительству железной дороги, из-за распределения налога на добавленную стоимость, из-за кандидатов в члены правления совместного предприятия, управляющего строительством дороги, и из-за месторасположения штаб-квартиры этого предприятия.
Всё это для Литвы, Латвии и Эстонии вопросы первостепенной важности. В какой стране будет находиться штаб-квартира совместного предприятия RB Rail, в ту страну и пойдут деньги из структурных фондов ЕС, выделенные Еврокомиссией на софинансирование проекта Rail Baltica. Страны Балтии конкурируют между собой в борьбе за получение дотаций из еврофондов — какое уж тут «балтийское единство»?
Солидарность и объединение усилий Литвы, Латвии и Эстонии проявляются только в следовании заданному Вашингтоном антироссийскому курсу: за вычетом случаев, когда общим начальством дан прямой и категоричный приказ, Прибалтийские страны особого единства друг с другом не ощущают.
Если есть четкая команда из США, Прибалтика будет ее выполнять как единое целое, нимало не заботясь тем, как реализация американских центральных установок скажется на ее собственной экономике. Это относится к лоббированию в Брюсселе Третьего энергопакета, к борьбе против строительства газопровода «Северный поток» и, конечно же, к санкциям против России.
Балтийское единство проявляется в распространении направленных против России идей о приравнивании коммунизма к нацизму и пересмотре истории Второй мировой войны, главным итогом которой провозглашается не всеобщая Победа антигитлеровской коалиции над абсолютным злом Третьего рейха, а победа «одной тоталитарной системы над другой». При отстаивании этих взглядов Литва, Латвия и Эстония в самом деле кажутся единым целым.
Но вне выполнения общих инструкций от Госдепартамента США единения стран Прибалтики друг с другом не существует. На экономической конкуренции за инвестиции, за транзит, за деньги из еврофондов «балтийское единство» заканчивается.
Литва может себе позволить разобрать железную дорогу, чтобы лишить Латвию грузов. Латвия может себе позволить поддержать строительство Белорусской АЭС, чтобы лишить грузов Литву. Эстония может себе позволить отказаться покупать литовский сжиженный газ и проектировать с Финляндией собственный СПГ‑терминал.
Страны Балтии стараются отстаивать свои интересы, насколько это возможно в условиях ограниченного суверенитета.
Потому что, если придет приказ из-за океана объявить Белорусскую АЭС угрозой всему человечеству, разобрать железные дороги и закрыть порты, как «наследие оккупации», а газ покупать в Клайпеде по той цене, которую укажут американцы, страны Балтии сделают это не задумываясь. И никакие соображения упускаемой выгоды и собственных интересов не остановят их там, где заканчивается экономика и начинается преданность «хозяину».
По большому счету эта преданность и называется «балтийское единство».
Александр Носович