Массовые сокращения ожидаются в конце декабря и начале января в России. Они коснутся сотрудников банковского сектора, премиального и люксового ритейла, телекома и девелопмента.
В конце декабря и начале января в России ожидаются массовые сокращения. Прежде всего, они коснутся сотрудников банковского сектора, премиального и люксового ритейла, телекома и девелопмента. Без работы может остаться каждый десятый из них. С таким прогнозом выступила руководитель проекта «Антирабство» Алена Владимирская. «Сейчас клиенты, анонсируя планы на следующий год, говорят о довольно больших сокращениях — от 5% до 15% в разных компаниях разных отраслей — связанных с автоматизацией и изменением экономической ситуации. Традиционно сокращения проходят, когда организации подводят финансовые результаты», — сказала она в интервью «Коммерсантъ FM».
По ком плачет безработица
Эксперт назвала три причины, по которым компании расстаются с сотрудниками: профессиональное несоответствие, отсутствие корпоративной лояльности и офисные войны. И этапов увольнений, по ее словам, будет тоже три.
Первая волна придет уже через несколько недель. Часть компаний предпочитает подводить итоги в начале декабря, чтобы в новый год вступать без лишнего балласта. Второй этап придется на январь-февраль. Последняя волна накроет кадровый рынок в марте, когда будут перетрясать свое штатное расписание некоторые западные фирмы.
«Зима близко, и хорошего не будет», — подытожила Владимирская.
Опрошенные изданием эксперты предположили, что без работы в новом году рискуют остаться многие таксисты, поскольку Uber и прочие аналогичные сервисы до минимума снизили расценки. Содержание людей, автомобилей и парковок в таких условиях становится нецелесообразно. Из-за режима санкций, в котором живет сегодня Россия, уменьшается спрос на специалистов в сфере международных отношений.
Мнения экспертов относительно будущего продавцов роскоши разделились. Так, директор модного дома Raschini Сергей Викулин отметил, что за последнее десятилетие качество персонала в этом сегменте заметно снизилось. «Это люди без хорошего образования, достаточно маргинальный слой с соответствующими компетенциями и эффективностью. В новых условиях, когда рынок сжимается, подавляющее большинство игроков, конечно, выберет сокращение», — считает он.
Другие аналитики полагают, что ожидать сокращения продавцов в принципе, независимо от того, что именно они продают, в первый месяц зимы довольно странно. «Мы же знаем, что у нас в конце декабря происходит. У нас в конце декабря происходят новогодние закупки», — напомнил «Ридусу» президент кадрового портала SuperJob Алексей Захаров.
Разве что наберут дополнительных сотрудников накануне праздников, чтобы удовлетворить повышенный спрос, и попрощаются с этим временным персоналом в январе, предположил он.
Еще более сомнительными выглядят грядущие увольнения в телекоме. «Никаких сокращений там не было, нет и в ближайшие 10 лет не ожидается, будет только рост», — уверен Захаров. Девелопмент, по его словам, связан со строительством, которое имеет определенную сезонность. Зимой оно затихает, и сокращения неизбежны, но весной опять начинается рост.
А вот что касается банков, автоматизация отрасли действительно продолжается, поэтому в принципе количество банковских специалистов будет сокращаться, но не так резко. «Не будет одномоментно: бац! и у нас 30% сотрудников банка сократили к новому году или в январе. Ничего подобного не произойдет. Но постепенно они будут замещаться все больше и больше. Вообще через 10 лет, предположительно, тех банков, которые мы знаем сегодня, не будет», — прогнозирует эксперт.
Работник, бди!
В целом, по словам Захарова, в ближайшее время на российском рынке труда не ожидается серьезных потрясений и резких неожиданных сокращений, которых не было в прошлом и позапрошлом году. Но расслабляться не стоит. Сегодня технологии меняют жизнь так кардинально, что все мировые правительства хватаются за голову, не зная, как справляться с этими новыми вызовами. По некоторым прогнозам, в США, например, безработица среди экономически активного населения к 2025 году может достигнуть 35%.
«Для совсем новой экономики не готовы ни государственные управленческие системы, ни система образования. Не очень понятно, куда девать людей, которые высвобождаются в связи с роботизацией. А поскольку ее скорость нарастает, есть ощущение, что мы можем не успеть, и оказаться в каком-то совершенно новом непонятном кризисе, пока что-нибудь не придумаем», — рассуждает эксперт. Россию с этой точки зрения слегка выручает та пресловутая демографическая яма, в которой она уже оказалась. Это нивелирует негативный эффект мировых технологических трендов, в том числе автоматизации. Но это лишь временная передышка, а не спасение.
По прогнозу SuperJob, будущий 2018 год может стать последним, когда в стране будет в штуках расти рынок труда, то есть, в количестве рабочих мест. А дальше он будет только уменьшаться, уменьшаться и уменьшаться. В зоне риска бухгалтерия, делопроизводство, различные административные службы. Развитие беспилотного транспорта угрожает профессиональным водителям. «Минус все дальнобойщики и все таксисты: это 2 млн рабочих мест только в транспортной отрасли», — подсчитывает Захаров. В рекламной и страховой отраслях, в обслуживании и медицине тоже происходят огромные изменения. По словам эксперта, в ближайшие десять лет потребность в обычных врачах (терпаветах, диагностах, педиатрах) может сократиться на 90%.
«Везде все будет очень серьезно меняться. Больше всего продержаться сиделки и стоматологи», — иронизирует Захаров. По его словам, перспектива лучше у тех специалистов, которые выше среднего уровня в своей возрастной категории. А если на среднем уровне и ниже — надо очень сильно бояться. Впрочем, и с этой точкой зрения согласны не все. Другие эксперты напоминают, что автоматизация, убивая одни профессии, порождает другие: кто-то же должен обслуживать все эти машины.
Очевидно одно: современный кадровый рынок разительно отличается от того, что было вчера. Еще 50 лет назад знаний, полученных в вузе, хватало на всю жизнь. Каких-нибудь 10 тысяч лет назад знаний, полученных одним поколением, хватало еще на сто последующих поколений. А сегодня выигрывает тот, кто учится постоянно.
В отраслях, которые находятся на переднем крае, обновление информации, базовых технологий, навыков и знаний идет очень быстро. Например, программистам, которые претендуют на работу в самых передовых компаниях, за последние 15 лет пришлось полностью переучиваться минимум три раза. И теперь это начинается в других отраслях: в той же медицине, в образовании, в журналистике.
Сегодня востребованы универсалы. Причем если раньше было достаточно везде похватать по верхам, чтобы успешно делать карьеру, теперь необходимы очень серьезные компетенции в разных областях, как правило, смежных. Изучение смежных областей как раз и может стать определенной страховкой от потери работы. Именно на стыке и новые технологии рождаются, и люди более востребованы.