Нефть по Северному морскому пути должны возить только суда под российским флагом, предложил президент Владимир Путин. Если получится, это же правило может распространиться на все моря России. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Суда под российским флагом должны получить исключительное право на перевозку углеводородов по Северному морскому пути, заявил президент России Владимир Путин в пятницу. Также президент РФ напомнил, что есть предложения распространить эту норму на другие морские акватории России.
Идея о том, чтобы сделать перевозки по СМП преимущественно российскими, озвучивается уже давно, говорит главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.
«Эта идея возникает потому, что в настоящее время международный транзит по СМП близок к нулю. Он вообще существует и работает почти целиком на внутренние российские нужды — перевозки для снабжения Дальнего Востока и крайнего Севера, — так называемый „северный завоз“ — строительства заводов по переработке жидкого природного газа и т. д. Иностранный же транзит остался на уровне нескольких пробных рейсов пару лет назад. Норвежцы и немцы прошли по этому маршруту, после чего интерес к нему пропал», — рассказал он «Ридусу». Но предложение Путина рассчитано не на сегодняшний-завтрашний день, а на более далекую перспективу, подчеркивает эксперт. «Причина всем известна — глобальные климатические изменения. Навигация по Северному морскому пути с каждым годом будет все более продолжительной — сейчас он свободен лишь два месяца в году. Поэтому судоходство по нему будет становиться все более экономически привлекательным не только для самой России, но и для стран Восточной Азии», — прогнозирует он.
Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь
По прогнозам, к середине века ото льда будет свободна вся акватория Северного Ледовитого океана, почти до полюса. Вот тогда ценность этого маршрута возрастет неимоверно, говорит Игнатьев. Конвенция ООН по морскому праву, подписанная в 1982 году всеми околополярными государствами (но не ратифицированная в США), и сейчас никак не препятствует международному судоходству в этом районе. Предложение Путина, состоит в том, чтобы суда под флагами любой страны, кроме России, не могли перевозить грузы по «малому каботажу» — то есть из одного российского порта в другой российский же. Или, во всяком случае, могли это делать лишь в случае отстутствия для данного груза на данном маршруте российского перевозчика. Под «данным грузом» президент имеет ввиду, в первую очередь, топливо — поскольку сложно сейчас представить, что какой-то иной груз может представлять коммерческий интерес для иностранных судоходных компаний. Не консервы же в порт Диксон они будут доставлять… Объем перевозки грузов по СМП в минувшем году превысил максимальные показатели советских времен и достиг 7,5 млн тонн. Маршрут по СМП из Юго-Восточной Азии в Европу позволяет в два раза сократить время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.
Похожая ситуация имеет место в Канаде, где Северо-Западный проход тоже быстро освобождается ото льда. Но по размеру ледокольного флота Канада уступает России в 14 раз, говорит Игнатьев — поэтому канадский Северо-западный путь вряд ли в обозримом будущем станет конкурентом российскому Северному.