DataLife Engine > Экономика > Зачем Россия закрывает Севморпуть судам под иностранным флагом

Зачем Россия закрывает Севморпуть судам под иностранным флагом

Зачем Россия закрывает Севморпуть судам под иностранным флагом
Нефть по Северному морскому пути должны возить только суда под российским флагом, предложил президент Владимир Путин. Если получится, это же правило может распространиться на все моря России. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Суда под российским флагом должны получить исключительное право на перевозку углеводородов по Северному морскому пути, заявил президент России Владимир Путин в пятницу. Также президент РФ напомнил, что есть предложения распространить эту норму на другие морские акватории России.
Идея о том, чтобы сделать перевозки по СМП преимущественно российскими, озвучивается уже давно, говорит главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.
«Эта идея возникает потому, что в настоящее время международный транзит по СМП близок к нулю. Он вообще существует и работает почти целиком на внутренние российские нужды — перевозки для снабжения Дальнего Востока и крайнего Севера, — так называемый „северный завоз“ — строительства заводов по переработке жидкого природного газа и т. д. Иностранный же транзит остался на уровне нескольких пробных рейсов пару лет назад. Норвежцы и немцы прошли по этому маршруту, после чего интерес к нему пропал», — рассказал он «Ридусу». Но предложение Путина рассчитано не на сегодняшний-завтрашний день, а на более далекую перспективу, подчеркивает эксперт. «Причина всем известна — глобальные климатические изменения. Навигация по Северному морскому пути с каждым годом будет все более продолжительной — сейчас он свободен лишь два месяца в году. Поэтому судоходство по нему будет становиться все более экономически привлекательным не только для самой России, но и для стран Восточной Азии», — прогнозирует он.
Зачем Россия закрывает Севморпуть судам под иностранным флагом
Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим) и альтернативный путь
По прогнозам, к середине века ото льда будет свободна вся акватория Северного Ледовитого океана, почти до полюса. Вот тогда ценность этого маршрута возрастет неимоверно, говорит Игнатьев. Конвенция ООН по морскому праву, подписанная в 1982 году всеми околополярными государствами (но не ратифицированная в США), и сейчас никак не препятствует международному судоходству в этом районе. Предложение Путина, состоит в том, чтобы суда под флагами любой страны, кроме России, не могли перевозить грузы по «малому каботажу» — то есть из одного российского порта в другой российский же. Или, во всяком случае, могли это делать лишь в случае отстутствия для данного груза на данном маршруте российского перевозчика. Под «данным грузом» президент имеет ввиду, в первую очередь, топливо — поскольку сложно сейчас представить, что какой-то иной груз может представлять коммерческий интерес для иностранных судоходных компаний. Не консервы же в порт Диксон они будут доставлять… Объем перевозки грузов по СМП в минувшем году превысил максимальные показатели советских времен и достиг 7,5 млн тонн. Маршрут по СМП из Юго-Восточной Азии в Европу позволяет в два раза сократить время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.
Похожая ситуация имеет место в Канаде, где Северо-Западный проход тоже быстро освобождается ото льда. Но по размеру ледокольного флота Канада уступает России в 14 раз, говорит Игнатьев — поэтому канадский Северо-западный путь вряд ли в обозримом будущем станет конкурентом российскому Северному.



Вернуться назад