Качество топлива остается одной из главных проблем российских автомобилистов, хотя и не такой острой, как еще пару лет назад. Ожидаемое в будущем году подорожание бензина актуализирует эту тему. © Pixabay.com
По некоторым данным, общий объем контрафактной продукции на российском рынке топлива составляет не менее 10 млн тонн (примерно 25%), а в некоторых регионах ее доля достигает 50–60%. У официальных структур цифры скромнее.
На пути к идеалу
В 2015 году президент РФ Владимир Путин впервые обозначил проблему некачественного топлива и дал соответствующие поручения правительству, напомнил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов на публичном обсуждении вопросов качества моторного топлива в пресс-центре МИА «Россия сегодня». По словам чиновника, тогда по результатам контрольных мероприятий выяснилось, что более 20% топлива реализуется с отклонением от стандартов технического регламента. «За последние два года в результате масштабных мероприятий государственного контроля нам удалось сократить цифру некачественного топлива в обороте до 11%", — заявил он.
Тем ни менее, власти тоже не считают достигнутые результаты идеальными и планируют в ближайшие годы достигнуть показателя в 1%. Ведь вопрос качества топлива на заправках касается любого жителя крупных городов, независимо от наличия у него водительских прав и автомобиля, поскольку от вредных выбросов страдает экология.
В выбросах автотранспорта присутствует более 200 загрязняющих веществ. При этом, по статистике, именно они дают от 60 до 80% выбросов в атмосферу во всех крупных российских городах. Использование качественного топлива занимает 20% среди факторов, которые позволяют снижать данный показатель. Еще 30% - это качество двигателя, и 50% - оптимизация движения.
Нащупать брешь в цепочке
Претензий к качеству продукции крупных нефтеперерабатывающих заводов нет. Но путь их топлива к АЗС тернист, и на всех этапах возможны проблемы. Чаще всего он сначала лежит через нефтебазы. Там продукция крупных НПЗ может случайно или намеренно смешаться с другим топливом или просто загрязниться. При этом нефтебазы не отвечают за качество топлива, поскольку формально они его только хранят, и при выходе никакой проверки фактически не происходит, просто перепечатывается паспорт крупного завода-изготовителя.
Далее топливо движется к заправке автотранспортом. Оно может быть залито в грязный бензовоз или подменено недобросовестным водителем. На АЗС тоже могут быть проблемы, связанные с тем, что топливо неправильно слили, смешали в резервуарах, чем-то загрязнили. Часть проблем могут решить современные технологии. Например, специальные системы электронного пломбирования позволяют предотвратить воровство в ходе транспортировки. При попытке несанкционированного проникновения поступает сигнал на диспетчерский пункт. Однако самым действенным способом является система контроля качества на всех этапах движения топлива — от завода до бензобака. Именно такую систему предлагает внедрить Росстандарт.
Кроме того, под крылом ведомства разработан специальный портативный анализатор топлива, позволяющий провести его проверку прямо на заправке. «Надеемся, что в скором времени он станет доступен большому количеству автолюбителей», — сказал глава ведомства Алексей Абрамов.
Он также сообщил о том, что уже принят в первом чтении специальный законопроект «Об оборотных штрафах», призванный экономически воздействовать на недобросовестных продавцов. Суть в том, что при выявлении суррогатного топлива предусматривается штраф, привязанный к выручке предприятия за весь год, предшествующий обнаружению данного нарушения.
Размер штрафа предлагается установить на уровне 1%. Правда, до сих пор ведутся дискуссии о том, как его считать — только от объемов того топлива, по которому выявлено нарушение, или от продажи всех видов топлива.
Внимание! Контрафакт
Государство также может обязать нарушителей размещать на заправке специальный знак, сигнализирующий, каким результатом закончилась проверка качества топлива. «Это сильно бы отрезвило некоторых недобросовестных предпринимателей», — уверен Абызов.
Он обращает внимание и на мобильные приложения, позволяющие вычислить ближайшую заправку. «Что мешает им выдавать предупреждение: внимание, здесь было зафиксировано некачественное топливо! Очевидно, автолюбитель просто не будет туда ездить», — рассуждает чиновник. И добавляет, что все эти технологии можно реализовать уже сегодня. Но регулирование не должно быть избыточным, признают представители власти. Так, Абызов отмечает, что бодяжить топливо, конечно, недопустимо, и государство не должно быть терпимым к подобным злоупотреблениям, но не менее важно сохранить конкурентную среду на рынке, и не довести ситуацию до крайности, когда заниматься этим бизнесом станет просто невыгодно.
Бдительное общество
Свести почти к нулю проблему некачественного топлива невозможно только силами государственного контроля, считают чиновники, и всячески приветствуют общественные инициативы в данной области.
Руководитель Роскачества Максим Протасов в качестве примера привел США, где минувшим летом активно обсуждалось исследование общественной организации, которая в пяти штатах провела тесты бензина. Там тоже выявились серьезнейшие проблемы. Только в одной из крупных сетей более 2 млн галлонов было продано с повышенным уровнем полимерных остатков. Благодаря взаимодействию общественной организации с госрегулятором сеть отозвала весь остающийся некачественный бензин из продажи, да к тому же за свой счет починила все двигатели автолюбителям, которые обратились к ней с этой проблемой.
© pixabay.com
Но чтобы достичь такого результата и в России, важно правильно передавать документы от общественной организации к государственной структуре. Методика отбора проб должна быть верной. Испытательная лаборатория должна работать в соответствии с требованиями Росаккредитации. Период между покупкой топлива и обращением в лабораторию должен быть детально прописан. По словам эксперта, все это уже изложено четко и понятно в специальной методичке, разработанной и утвержденной Росстандартом. Но есть еще одна проблема — достаточно небольшое количество аккредитованных лабораторий, потому что спрос на частные исследования крайне низок. Эксперты надеются, что совместная работа государственных и общественных организаций приведет к тому, что лабораториям станет выгодно аккредитовываться и проводить объективные испытания.
Вопросы экономики
В основе реализации любого вида контрафактного топлива всегда лежат экономические причины, напомнил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Особо он выделил две.
Первая: «бодяга» производится из неких компонентов, которые выходят с заводов без уплаты акциза. «Разница между товарным продуктом, который называется дизельное топливо, и вот этими полуфабрикатами доходит до 8–10 тысяч рублей за тону. Это огромные деньги и большой соблазн купить дешевле и продать дороже. Полтора года мы боролись за то, чтобы лазейки, которые в настоящее время есть в налоговом кодексе, были закрыты, чтобы не выходило вместо дизельного топлива судовое, печное и т. д. в оборот без уплаты акциза. Сейчас такие поправки введены, и мы надеемся, что эти лазейки будут закрыты, по крайней мере, процентов на девяносто», — говорит эксперт. Вторая причина — ценообразование в оптовом и розничном звене. На розницу давят регулятивные нормы (рост цен не может быть выше уровня инфляции), а оптовые цены меняются в соответствии с рыночными реалиями. Доходит до того, что входная оптовая цена оказывается выше розничной. Например, сейчас такая ситуация наблюдается с дизельным топливом. Опять же, это порождает соблазн купить дешевле, чтобы не торговать себе в убыток.
«Мы согласны: надо сделать так, чтобы торговля некачественным топливом была невыгодна. Но надо также сделать так, чтобы торговля товарным продуктом была выгодна. Пока этого не будет, любой контроль окажется неэффективным», — подытожил эксперт.