Британцы, видимо, хотели сделать очередной роскошный викторианский детектив — но чрезмерно увлеклись бутафорской кровью.
«Голем» (The Limehouse Golem)
Великобритания, реж. Хуан Карлос Медина, в ролях: Оливия Кук, Билл Найи, Дуглас Бут, Питер Салливан, Эдди Марсан, Мария Вальверде, Сэм Рид. Страница фильма
Лондон, 1880-й. Звезду мюзик-холла обвиняют в убийстве мужа. Её делом заинтересовывается инспектор, занимающийся сейчас совсем другим расследованием: он ищет серийного маньяка, прозванного в народе Големом. Детектив полагает, что его опередила та самая Лиззи Кри, которую, стало быть, следует не судить, а благодарить; но подозрений мало, нужны доказательства…
Трейлер фильма «Голем»
«Голем» выглядит очень дорого для фильма категории «Б»: викторианская эпоха воссоздана здесь на очень высоком уровне. Декорации, реквизит, костюмы — с этим тут полный порядок, что лишний раз говорит о том, что британские кинематографисты со всей ответственностью подходят к любому материалу. Впрочем, вполне вероятно, что картина вовсе не задумывалась проходной: как-никак, это экранизация романа крупного писателя Питера Акройда (изданная в 1994-м году книга известна под двумя названиями: «Дэн Лино и Голем из Лаймхауса» или «Процесс Элизабет Кри»), а главную роль здесь должен был сыграть Алан Рикман. Но что-то, видимо, пошло не так — и серьёзного полотна не получилось.
Несмотря на все вложенные в него труды и присутствие в сюжете самого Карла Маркса, «Голем» остаётся довольно стандартным детективом, обильно залитым кровью. Здесь тела протыкают ножом, выкалывают глаза и отрезают головы — и эти смакуемые элементы гиньоля лишают ленту изначального благородства.
Фрагмент из фильма «Голем»
Но зрителям нужна именно кровь — таков лейтмотив театральной части фильма, выделяющей его среди прочих. Пуская нас за кулисы лондонского кабаре конца 19-го века (в репертуаре которого есть, например, сценки про Синюю Бороду), создатели «Голема» не открывают, в принципе, ничего нового, но в очередной раз подчёркивают лицедейскую природу любого массового убийства.
Преступнику важно не просто кого-то убить, но и насладиться произведённым эффектом, получить овации, даже оставаясь неузнанным в толпе. А уж если маньяка поймали, вполне «естественно» его стремление к максимальному признанию — которое гарантирует пусть и негативную, но славу в веках, бессмертие после смерти. Поэтому когда в финале казнь проводится в отсутствии публики, это расстраивает убийцу больше всего.
Фрагмент из фильма «Голем»
Формально главная звезда «Голема» — Билл Найи, однако на самом деле — Оливия Кук, молодая и многообещающая актриса, уже имеющая за душой несколько ужастиков («Уиджи: Доска Дьявола», «Эксперимент: Зло», «Сигнал», сериал «Мотель Бейтсов»). Впереди у неё — новый фильм Стивена Спилберга и главная роль в очередной телеверсии «Ярмарки тщеславия».
Так что если и есть причина посмотреть «Голема» не потом, а сейчас, то она заключается в том, чтобы застать и запомнить эту Оливию Кук ещё лишь относительно известной — потому как всё идёт к тому, что вскоре она будет уже очень знаменитой.