Фото: Ratfink1973 / pixabay
Польские власти надеются реанимировать проект 2001 года по строительству газопровода Baltic Pipe. Магистраль, которая должна пройти по дну Балтийского моря и датской территории, позволит Польше напрямую получать норвежское голубое топливо. О Baltic Pipe говорят как об альтернативе «Северному потоку — 2», против которого Варшава выступает открыто. Однако эксперты скептически оценивают инициативу, так как Норвегия не располагает возможностями для наращивания добычи. Почему Польша собирается вкладывать деньги в неоднозначный газовый проект, выяснял RT.
Варшава планирует построить трансбалтийский газопровод Baltic Pipe для экспорта норвежского газа. По замыслу польских властей, магистраль призвана составить конкуренцию российскому проекту «Северный поток — 2», сообщает немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Газовая альтернативаРазговоры о строительстве Baltic Pipe ведутся с 2001 года, когда датская нефтегазовая компания DONG и польская компания PGNiG подписали соглашение о строительстве газопровода. Изначально предполагалось, что пропускная способность магистрали составит только 5 млрд куб. м в год. Однако впоследствии от проекта было решено отказаться по экономическим соображениям.
Идея возродить проект Baltic Pipe принадлежит правящей польской партии «Право и справедливость». В конце 2017 года польская энергетическая компания PGNiG зарезервировала мощности будущего газопровода на 15 лет вперёд, сумма контракта составляет около $2 млрд. Планируется, что норвежский газ с шельфа в Северном море будет доставляться в Польшу транзитом через территорию Дании. На первом этапе реализации проекта предполагается соединить норвежскую и датскую газотранспортные системы, а затем построить ветку из Дании в Польшу, которая пройдёт по дну Балтийского моря.
Варшава не собирается продлевать контракт с «Газпромом» на поставку российского газа после 2022 года и рекомендует всем странам ЕС...
Впрочем, окончательное решение пока не принято, итоговые переговоры намечены на 2018-й. Пропускная способность газопровода должна составить почти 10 млрд кубометров газа в год. Также в будущем запланировано строительство дополнительных веток в Литву, Словакию и Украину в рамках так называемого «Северного коридора».
Запустить Baltic Pipe предполагается к моменту завершения контракта с российским «Газпромом». Однако некоторые эксперты предупреждают, что строительство может затянуться. По мнению члена правления польской энергетической компании Hermes Energy Group Петра Каспшака, есть риск, что проект не будут завершён в срок, и это повлечёт за собой рост цен на газ в Польше.
«1 октября 2022 года — это не совсем нереально, но это серьёзный вызов», — отметил Каспшак.
Польша и Дания подписали меморандум о реализации проекта Baltic Pipe в июне прошлого года.
«Для Польши это очень важная инвестиция, вопрос, связанный с энергетической безопасностью страны и всего нашего региона», — заявила Беата Шидло, занимавшая тогда пост премьер-министра Польши.
В декабре 2017 года начались работы по изучению будущего морского маршрута газопровода.
Топливное плато Варшава открыто противопоставляет свой проект планам Москвы и Берлина по запуску второй ветки газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Польское руководство считает, что партнёры по Европейскому союзу должны последовать примеру Польши и Украины и начать отказываться от российских поставок топлива. О том, что Польша может не продлить контракт с «Газпромом», заявил в ноябре прошлого года Витольд Ващиковский, возглавлявший в то время МИД Польши.
«Более того, мы побуждаем другие государства, например Хорватию, чтобы она тоже построила газовый терминал в Адриатике, который мог бы обеспечить ту часть Европы газом из других государств мира», — подчеркнул дипломат.
Заменить российские поставки планируется не только норвежским, но и американским газом. Осенью прошлого года польская компания PGNiG заключила пятилетний договор на поставки СПГ из США с британской компанией Centrica. Польша располагает мощностями для регазификации СПГ: в 2015 году в польском Свиноуйсьце был запущен терминал по приёму и переработке сжиженного природного газа.
Варшава экспортирует также катарский СПГ: в 2016 году польская сторона получила первую партию топлива из Катара. 20-летний контракт был подписан польской PGNiG и катарской QatarGas ещё в 2009 году, ежегодно Варшава обязуется закупать у Дохи 1 млн тонн СПГ (эквивалент 1,5 млрд куб. м газа) вплоть до 2034 года.
Контракт основан на правиле «бери или плати»: польская сторона обязана выбрать весь объём законтрактованного топлива. В 2012 году Варшава пыталась добиться пересмотра цен, заложенных в контракте, ссылаясь на то, что с 2009 года мировые цены на газ заметно снизились, но тщетно.
Внутреннее потребление природного газа Польшей — примерно 15 млрд куб. м в год, из них около 10 млрд приходится на российские поставки. Терминал по регазификации СПГ, запущенный в 2015 году, может поставить польским потребителям около 5 млрд куб. м газа ежегодно. При этом сжиженный газ обходится конечным потребителям дороже, чем голубое топливо, которое идёт по трубопроводу.
В 2015 году доля норвежского газа на европейском рынке составила 25% (108 млрд куб. м), а российский газ покрыл около 30% европейского спроса — 159,4 млрд куб. м. Ежегодно Европа потребляет 400—450 куб. м газа. Норвегия не располагает возможностями для наращивания добычи газа, и в этих условиях траты на строительство нового газопровода не окупятся, считают эксперты.
«Сейчас Норвегия переходит в стадию падающей добычи, при этом она располагает развитыми мощностями по транспортировке газа в ЕС, — пояснил в интервью RT директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. — Проект представлял бы интерес в том случае, если бы Норвегия располагала потенциалом для увеличения добычи».
Но, по оценкам в том числе норвежских экспертов, это не так. Для сравнения, Россия может одномоментно увеличить поставки в Европу в два раза — очевидно, что перспективным проектом является расширение «Серверного потока».
Эту точку зрения разделяет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
«Проблема заключается в том, что Норвегия вышла на плато добычи газа и не может её нарастить. Именно поэтому строительство Baltic Pipe тормозится, а Варшава ищет другие варианты, например поставки СПГ», — пояснил эксперт в интервью RT.
Спокойствие БерлинаОсновной европейский импортёр газа Германия заинтересована в расширении поставок российского голубого топлива в ЕС. 31 января 2018 компания — оператор проекта «Северный поток — 2» получила разрешение на строительные работы в германских территориальных водах.
Как заявил 9 февраля исполнительный директор компании Nord Stream 2 AG Маттиас Варниг, строительство газопровода может начаться уже в этом году.
«Моя работа заключается в том, чтобы обеспечить начало строительства в 2018 году. Мы технически и фактически выполнили все задачи и собираемся мобилизовать партнёров по договору», — цитирует Варнига ТАСС.
Отношения Варшавы и Евросоюза после прихода в Польше к власти консерваторов из партии «Право и справедливость» заметно омрачились. Европейское руководство критикует польские власти за отказ принимать беженцев, а также за судебную реформу, которая не отвечает базовому принципу разделения ветвей власти. Ранее Брюссель был вынужден даже применить против Польши санкции.
Попытки Варшавы воспрепятствовать реализации «Северного потока — 2» также не могут не раздражать Берлин и Брюссель, особенно учитывая постоянные апелляции польских властей к США. Напомним, ранее Варшава призвала Вашингтон заблокировать «Северный поток — 2» мерами санкционного характера. Об этом, в частности, заявил в конце января министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович по итогам переговоров с главой Госдепа Рексом Тиллерсоном.
«Польша представила критику проекта «Северной поток — 2» как инструмент политического давления. Мы будем просить партнёров в США о поддержке нашей политики в этой сфере», — подчеркнул польский дипломат.
Однако эта инициатива натолкнулась на жёсткий отпор со стороны Германии и Австрии, власти которых пригрозили ответными санкциями. Отчасти позиция Варшавы нашла поддержку в Дании. В ноябре прошлого года парламент страны разрешил правительству блокировать строительство газопровода в датских территориальных водах из внешнеполитических соображений.
Впрочем, по мнению экспертов, Копенгаген в любом случае не сможет заблокировать прокладку газопровода, будущая магистраль которого должна пройти недалеко от одного датского островка.
«Если Дания попытается заблокировать строительство, маршрут трубопровода можно просто скорректировать», — пояснил Кулагин.
16 февраля в Берлине состоится встреча главы польского кабмина Матеуша Моравецкого с канцлером Германии Ангелой Меркель. Не исключено, что «Северный поток — 2» станет одной из тем переговоров.
В преддверии переговоров Моравецкий в интервью Die Welt заявил, что «Северный поток — 2» является «ненужным, вредным (проектом. — RT), который разделяет западную общественность». Более того, глава польского кабмина считает, что запуск газопровода может привести к войне между Россией и Украиной.
Однако, по мнению экспертов, европейские участники проекта не придают большого значения выпадам Варшавы.
«Берлин смотрит на заявления Польши достаточно спокойно, так как понимает, что польская сторона не может повлиять на проект, всё ограничивается словами, — считает Кулагин. — Совсем другая реакция последовала на попытку США ввести санкции против «Северного потока — 2», так как в этом случае речь шла о реальной угрозе. Германия внимательно наблюдает за ситуацией, но реагирует только тогда, когда появляются реальные риски».
Мотив недовольстваГоворя о причинах выступлений Варшавы против «Северного потока — 2», эксперты высказали разные точки зрения. По мнению Кулагина, польские власти недовольны тем, что теряют часть газового транзита, который мог пройти через территорию Польши.
«Варшава выступает против «Северного потока — 2» только потому, что проект не проходит через польскую территорию, — считает эксперт. — В противном случае польское руководство с удовольствием приняло бы в нём участие в расчёте на прибыль. Например, газопровод «Ямал — Европа», проходящий по польской территории, не вызывает никаких нареканий Варшавы. А тут деньги проходят мимо. Это обидно».
Станислав Митрахович полагает, что главная причина недовольства польского правительства лежит в политической плоскости. «Северный поток — 2» не грозит Польше никакими экономическими издержками в обозримой перспективе. Речь идёт сегодня о сокращении транзита не через Польшу, а через Украину.
«Пока что Польша протестует по идеологическим, политическим мотивам. Надо сказать, что самой Польше в своё время предлагали расширить газовый транзит за счёт ветки газопровода «Ямал — Европа — 2». Но Варшава от него отказалась по идеологическим соображениям, копируя, по сути, украинский подход», — подвёл итог Митрахович.
Надежда Алексеева