© twitter.com
Мусорный бунт
Что мы знаем о жизни в 2018 году? «Тесла» вывела на орбиту спорткар, который под песни Дэвида Боуи несет невозмутимого манекена прямиком к Марсу, британские генетики объявили эпоху персонализированной медицины, в котором геном человека будет прочитан и изучен, как букварь, а развитие технологии блокчейна, которая обусловила цену биткоина пятизначной величины, заставило финансовый мир признать криптовалюты новым классом активов. В Подмосковье тем временем проходят массовые митинги против мусора, который везут на местные свалки из столицы. 14 апреля в девяти городах Московской области местные жители устроили натуральный мусорный бунт: протестующие в Волоколамске, Балашихе, Коломне, Дмитрове, Клину, Сергиевом Посаде, Красноармейске, Серпухове и Шатуре высказали протест политике властей Подмосковья по обращению с отходами.
Серия массовых митингов началась в подмосковном Волоколамске 21 марта: тогда на местном мусорном полигоне «Ядрово» произошел выброс свалочного газа, в результате которого за два дня к медикам с жалобами на плохое самочувствие обратилось около 150 детей. Сейчас власти взяли ситуацию на «Ядрово» под контроль: полигон обзавелся системой очистки фильтрата, которая будет превращать его в технологическую воду. Участки полигона готовят к проведению дегазации, старая часть «Ядрово» прекратила принимать мусорные отходы.
Тем не менее проблема максимально далека от решения: мусорные полигоны плотным кольцом окружают столицу, новые выбросы свалочного газа — всего лишь вопрос времени, считает координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Москве Наталья Розина. Москва стоит на пороге мусорного коллапса: в этом году или в следующем произойдет ситуация, при которой мусоровозам просто некуда будет везти мусор — и он будет валяться на столичных улицах,заявила эксперт в беседе с «Ридусом». Для предотвращения катастрофической ситуации в сфере захоронения отходов государство вынуждено спешно рекультивировать полигоны, ежегодно теряя по 37 миллиардов рублей, но едва ли такой подход можно назвать системным. Рост числа полигонов свидетельствует о бессилии властей в решении мусорной проблемы.
Экономист, управляющий партнер компании Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко, не стесняясь в выражениях, критикует подобный подход к решению мусорной проблемы: «Это как пытаться понос лечить чопиком в заднице». Выдать жителям Волоколамска тысячу противогазов — это не решение проблемы. Нам необходимо создать системы, в которых мы как биологический вид перестали бы загрязнять все окружающее пространство собственными отходами. По мнению экспертов, мусорную катастрофу можно было бы успешно предотвратить эффективными законодательными инициативами. Однако, как выяснил «Ридус», достаточно было начать с принятия всего лишь одного решения в нижней палате парламента. Впрочем, начать стоит с «матчасти».
Опасный элемент
Свалочный газ, выделяющийся из мусора, образуется в результате анаэробного разложения органических отходов. Одним из главных катализаторов этого процесса является макулатура, которая составляет треть всех захораниваемых отходов: ее гниение на полигонах генерирует огромное количество свалочных газов. Более того, процессы разложения разогревают ядро полигона, повышая температуру всех остальных видов отходов — включая крайне опасные для здоровья человека. К примеру, нагревание вспененного полистирола на полигоне приводит к выделению диоксинов, вызывающих рак и химический СПИД. Отравляющие вещества могут разноситься на десятки километров от свалки, загрязняя почву и водоемы.
При этом вся макулатура до поступления на полигоны пригодна к вторичной переработке, однако на полигоне превращается в химическое оружие. В то же время в России наблюдается острая нехватка сырья: в результате неработающего формата расширенной ответственности производителей (РОП) и затягивания принятия принципиальных решений (100-процентный норматив на утилизацию — как в Евросоюзе) для расширения стабильного потока сырья, макулатуры в стране нет. Если бы эта третья часть мусорных полигонов оказалась не на свалке, а была бы отправлена на переработку, риск образования свалочного газа был бы сведен к минимуму. Как ранее писал «Ридус», отрасль переработки макулатуры готова принять существующие объемы сырья. Но неготовым оказался налоговый кодекс: если отменить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), можно вернуть успешную систему раздельного сбора отходов, которая существовало во времена СССР. Сегодняшнее же налоговое законодательство до сих пор обязывает граждан платить НДФЛ от передачи своих отходов на переработку. Как результат — нулевая мотивация россиян вести раздельный сбор отходов и сдачи макулатуры, да и сами пункты закупки макулатуры у населения попросту отсутствуют. Макулатура обречена гнить на полигонах. Примечательно, что законопроект по отмене НДФЛ от реализации макулатуры уже давно находится на рассмотрении нижней палаты парламента. Более того, документ был единогласно принят в первом чтении 21 марта текущего года. Однако дальнейшая судьба законопроекта развивалась самым непредсказуемым образом. Кто же стоит за сдерживанием действенного решения мусорной катастрофы?
Нелогичный комитет
После успешного прохождения первого чтения в Госдуме законопроект № 1039273–6 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», посвященный отмене НДФЛ от реализации макулатуры встретил серьезное противодействие. Руководство думского комитета по бюджету и налогам готовит ряд поправок в документ для внесения ко второму чтению, который изменит законопроект до неузнаваемости и обнулит его эффективность. Среди основных аргументов руководства комитета — опасения о возможных выпадающих доходах бюджета и возможности осуществления неких криминальных схем по уклонению от уплаты налогов и отмыванию средств. Впрочем, заключение налогового комитета содержит целый ряд логических несостыковок, а некоторые поправки и вовсе выглядят смехотворно.
Одним из самых наглядных «ляпов» в предложенных налоговым комитетом поправках является предложение определить механизм порядка подтверждения нахождения макулатуры в собственности физического лица. По мнению парламентариев, граждане, сдающие макулатуру на переработку, должны подтверждать принадлежность сырья. Но бытовая макулатура не является товаром, покупку которого можно было бы подтвердить товарным чеком. Мы покупаем книги, газеты и журналы, а не макулатуру, соответственно в чеках не фиксируется объем сырья при сдаче на переработку. А как быть при сдаче в пункты приема макулатуры упаковки от, скажем, телевизора? Ведь в чеке указан только сам товар — без коробки. Иными словами, налоговый комитет требует введения системы подтверждения принадлежности макулатуры, который лишь увеличит административную нагрузку на юридические лица, не решив при этом ни одной проблемы административного барьера для сдачи макулатуры физическими лицами.
«Обязанности осуществлять отнесение образующихся отходов к тому или иному классу опасности, равно как и паспортизировать их, для физических лиц законом не установлено (ст. 14 Закона No89-ФЗ)», — напоминает зампредседателя комитета по экологии «Деловой России», юрист Наталья Беляева. Ни этап приобретения прав на те товары и упаковку товаров, которые после их использования физическими лицами становятся отходами — макулатурой, ни на этапе утраты потребительских свойств использованными товарами, упаковки товаров, у физических лиц не возникает обязанность документального подтверждения того или иного действия, равно как и самого права,комментирует правки налогового комитета эксперт.
Еще одним подозрительным предложением комитета по налогам является создание правового механизма, обеспечивающего контроль за денежными потоками от переработки макулатуры. Парламентарии всерьез опасаются, что отмена НДФЛ от реализации макулатуры создаст возможность отмывания доходов, полученных преступным путем. Простая математика подскажет несостоятельность этих опасений. По закону, все операции с денежными средствами на сумму от 600 тысяч рублей подлежат обязательному контролю. Одна тонна макулатуры стоит около 10 тысяч рублей, следовательно, потребуется 60 тонн макулатуры, чтобы заинтересовать контролирующие органы. Сможет ли физическое лицо привести в пункт приема сырья три еврофуры, битком набитые макулатурой? Стоит ли упоминать, что за годы сбора дикорастущих грибов и ягод, доходы от которых не облагаются НДФЛ, в стране не возникло ни одной банды криминализированных грибников?
Механизмы, устанавливающие пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы или суммы налога, введенные в действие с 19.08.2017 года, не позволят налогоплательщикам (в частности, покупателям макулатуры) допустить совершения сделок, чья реальность может быть поставлена под сомнение фискальными органами. По общим правилам ст. 54.1 НК РФ именно реальность совершения сделки, равно как и наличие у сделки бизнес цели являются основаниями для уменьшения налогоплательщиком налоговой базы или суммы подлежащего уплате налога. Таким образом, угроза утраты возможности применения налоговых вычетов, принятия, понесенных на закупку макулатуры расходов при расчете налоговой базы, будут дисциплинировать совершение таких сделок заготовителей с населением,комментирует юрист Наталья Беляева. Подход руководства думского комитета по налогам извратит цели законопроекта: в документе речь шла о вовлечении населения в сбор макулатуры, однако после поправок ко второму чтению законопроект наоборот создаст условия, повышающие административные барьеры для ответственных россиян.
Стоит отметить, руководитель думского комитета по бюджету и налогам и ранее создавал трудности для отрасли переработки макулатуры. Ранее «Ридус» рассказывал о главном механизме для борьбы с мошенниками на рынке сбора и обработки макулатуры — инициативе по отмене налога на добавленную стоимость для сборщиков макулатуры. Законопроект по освобождению продажи макулатуры от НДС был принят в 2016 году — и дал впечатляющий эффект: перенос уплаты налога с заготовителей на переработчиков обеспечил государственной казне дополнительные семь миллиардов рублей. Однако судьба законопроекта также была непростой: его прохождение активно затягивалось. Отмена НДС могла произойти еще в ноябре 2015 года, однако руководство налогового комитета настояло на том, что закон приведет к сокращению доходов бюджета. Принятия законопроекта пришлось ждать еще год, пока он не был принят ровно в таком же виде в 2016-м году. Таким образом, российский бюджет недополучил почти семь миллиардов за пропущенный год из-за подозрений комитета.
Судя по всему, комитет по бюджету и налогам вновь разыгрывает ту же карту и с законопроектом по отмене НДФЛ от реализации макулатуры: руководствуясь скрытыми мотивами, руководство комитета затягивает принятие закона, собственными руками усугубляя мусорную проблему страны.