Французский «Марсель» многим хочется сравнить с американским «Карточным домиком», но это сравнение слабо оправданно. Да, общих тем достаточно: там — президент США, здесь — мэр второго по величине города Франции, везде — выборы, конкуренция, «грязное бельё». Однако различия принципиальны — начать с того, что мэр в исполнении Жерара Депардье, в принципе, хороший парень. И когда он говорит, что обожает этот город, что искренне беспокоится за него, мечтая сделать столицей южной части Европы, то не врёт и не лукавит. «Он любит не власть, а Марсель», — говорит о нём бывший друг, и в этом, конечно, Робер Таро не похож на Фрэнка Андервуда.
То есть, сравнивать сериалы, конечно же, можно — но их не стоит сопоставлять и приравнивать друг к другу. Поклонники «Карточного домика» справедливо отметят, что «Марсель» — кино не столь мощное и энергичное, и в расстройстве могут не обратить внимания на то, что тут есть достоинства иного рода.
Трейлер сериала «Марсель»
Сюжет первого сезона выстроен вокруг противостояния на выборах мэра: действующий глава Марселя с 20-летним стажем — против бывшего друга и соратника (того играет Бенуа Мажимель). «Неловкость» в том, что Робер сам выдвинул Люку Барреса в качестве своего преемника и уже собирался спокойно отойти от дел, дабы сосредоточить всё своё внимание на семье, как вдруг получил, что называется, «нож в спину»: человек, которого он ввёл в курс всех дел и почитал, считай, за сына, неожиданно предал его, переметнувшись на другую сторону. Уйди теперь пожилой мэр — город наводнит мафия, которой никто не осмелится противостоять, а потому выхода нет: не ради себя, а во имя родного города («Я бы не дал ключ от своего дома вору!») Таро возвращается на политическую арену, даже не успев её толком покинуть.
Шансы победить у него крайне низки: шесть процентов на старте, гонка за первое место многим кажется просто безумием. Тем не менее, учитель всё-таки ввязывается в бой с учеником — дабы отстоять тот Марсель, каким он его видит. Но драться готов и Люка — и, учитывая сжатые сроки предвыборной кампании, оба решают, что в этой борьбе все средства одинаково хороши: «Хочешь играть по-честному? Так не выйдет».
Ролик о съёмках сериала «Марсель»
В ход идёт всё — от акцента на выступлениях перед рабочим классом («Люди любят, когда ты говоришь, как они») и прямого контакта с электоратом («Пожимать руки — это как лизать пятки, очень полезно для репутации») до сливов (компромат о денежных манипуляциях в партии), подкупов (конкурирующие команды с готовностью обещают жителям бедного гетто холодильники) и силового давления (в ночь перед голосованием одна бригада буквальным образом замуровывает избирательные участки, куда могут прийти «чужаки»).
«Свобода, равенство, безжалостность», — метко определяет действующие принципы название одной из серий. Следует обязательно помнить, что «во время кампании подозрение равняется доказательству», но в то же время любую дрянную новость можно умеючи обернуть в свою пользу: «Дело рук Таро. Для нас это плохо, а для него ещё хуже».
Кадр из сериала «Марсель»
— Он явно гей. Хочешь с ним переспать?
— Всё ради дела.
— Баррес предаст тебя.
— Конечно, но я предам тебя первой.
— Ты с нами?
— Но я же здесь.
— Просто прийти — это ещё мало.
Кадр из сериала «Марсель»
Чтобы политические интриги не утомляли, мужские игры щедро разбавлены женским присутствием — это ж французы!.. Первостепенная героиня — дочка мэра Жюли, журналистка, стесняющаяся использовать папину фамилию и намеренная писать о социальных невзгодах. Но в бедных кварталах её привлекают не только житейские беды, но и симпатичные парни — и образовавшийся вокруг неё любовно-криминальный треугольник добавляет сериалу не только молодого тела, но и определённой пикантности.
Клубок страстей запутывают также молодая Барбара — работающая на Люку бисексуалка, замужняя Ванесса — глава окружного совета, умеющая выведывать секреты при помощи минета, и супруга Таро Рашель — талантливая виолончелистка с прогрессирующей болезнью и неизбежной печалью: «Робер женат на Марселе, а не на мне». Баррес так или иначе вступает в контакт с каждой из них — ведя своё наступление на воспитавшего его мэра решительно по всем фронтам, включая семейный.
Ролик, посвящённый героям сериала «Марсель»
Шоураннером сериала выступил режиссёр Флоран Эмилио Сири, в начале нулевых прогремевший отличными и даже новаторскими боевиками «Осиное гнездо» и «Заложник». Новаторство это, впрочем, многим, увы, пришлось не по вкусу: вырвавшегося вперёд постановщика задвинули на второй план — и за последние десять лет он выпустил (да и то вхолостую) всего три полнометражные картины. «Марсель», будем надеяться, станет его полноправным возвращением к настоящему кино — пусть эти восемь серий и нельзя назвать выдающимися без оглядок, но здесь есть все приметы большого стиля, благодаря чему смотрится фильм с интересом, можно сказать — на одном дыхании.
Политическая линия позволяет нам лишний раз убедиться, что «и у них там всё прогнило и плохо», любовная — насладиться красотою актрис (Стефани Кайлар, Каролина Юрчак, Надя Фарес). Добавьте к этому величественную архитектуру Марселя и многочисленные виды города с птичьего полёта — и вы поймёте, что и помимо Парижа во Франции есть, куда поехать и чем полюбоваться.
Кстати, про футбол здесь тоже есть: с него сериал начинается, им же заканчивается — что тоже неспроста, разумеется.
Заглавный титр сериала «Марсель»