Событие, в ожидании которого, вот уже несколько месяцев застыл весь православный мир, по всей видимости, превратится из исторического в фарс – Всеправославный собор, намеченный на 16-27 июня на Крите, пройдет без участия нескольких значимых для вселенского православия поместных церквей.
Между тем, главный застрельщик мероприятия патриарх Константинопольский Варфоломей – полон оптимизма и говорит о том, что собор состоится вне зависимости от того, приедут ли на него представители Болгарской, Антиохийской, Русской и каких-либо еще церквей. Однако, как сходятся во мнении эксперты, в таком случае, все решения, которые будут приняты в ходе встречи представителей остальных православных деноминаций - не будут иметь соборной силы и не распространятся на весь православный мир.
Восьмой вселенский?
Для церковных кругов и многих верующих православных россиян подготовка к собору была и остается темой номер один в информационном пространстве последних нескольких месяцев. По поводу предстоящего события было сломано много виртуальных копий. И вот, собственно, почему. Собор готовился на протяжении многих лет (по сути, начиная с 1961 года) и в нем должны были принять участие все существующие в настоящий момент поместные православные церкви, что в переводе на гражданский язык означает, что в мероприятии должен был участвовать весь православный мир. С учетом того, что такого рода событие проходило тысячу триста лет назад и получило название Седьмого вселенского собора, многие уже заранее начали называть встречу на Крите Восьмым вселенским собором.
Не менее важным было так же и то, что во время критской встречи планировалось обсудить и утвердить сразу несколько документов. Ряд из них, например, «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», могли бы иметь поистине историческое значение. Но, все пошло не так, как замыслил глава стамбульской кафедры. В результате, на настоящий момент о намерении не принимать участие во Всеправославном соборе заявили представители Болгарской, Антиохийской, Грузинской, Сербской и Русской православных церквей. Тем не менее, 10 автокефальных (независимых церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля – патриарха) своих представителей пока не отзывали и, значит, участвовать в соборе будут. Однако и среди оставшихся автокефалий нет полного единства относительно предлагаемых к утверждению документов. А это, в свою очередь, означает, что они могут быть не приняты, так как для получения каждого документа соборной силы необходимо согласие всех участников встречи.
Подготовка Восьмого Вселенского Собора
© sobor2016.com
Зачем?Главный вопрос непосвященного человека в
отношении Собора – а зачем вообще собираются церковные иерархи и на что
решения собора могут повлиять? Ответ простой и сложный одновременно –
решения собора имеют силу, которая стоит даже над решениями глав
поместных церквей (патриархов или архиепископов). Собор – высший орган
церковной власти. Благодаря общению деятелей церкви во время собора
принимаются решения, которые потом становятся обязательными для
исполнения всеми верующими.
Самые значимые соборы в истории
церкви – вселенские были посвящены спорным вопросам, по которым у
православных были разногласия. Соборы позволяли их снять, так как к их
решениям церковь всегда относилась, как к озвученной воле Божией.
Например, на последнем, Седьмом вселенском соборе, рассматривался вопрос
иконопочитания. По результатам, иерархи вынесли вердикт, согласно
которому иконы не являются идолами, как до этого говорили некоторые
деятели церкви и даже византийские императоры, тем самым прекратив смуту
длившуюся довольно долгое время. Таким образом, решения соборов всегда
считались вербализированной волей главы Церкви – Иисусу Христа,
выраженной через совместные решения участников саммита. Так как, в
отличие, например, от Католицизма, в Православии предстоятели не
считаются главами Церкви и не могут брать на себя решения по самым
сложным вопросам. В частности, догматическим. В противном случае, они
будут нелегитимными.
Всеправославное совещание на Родосе 1964
© sobor2016.com
Всеправославный собор, начавшийся на Крите,
также собирался для того, чтобы все православные церкви смогли принять
решения по давно наболевшему вопросу дальнейших взаимоотношений с
другими христианскими конфессиями. В том числе и с Католицизмом. Вопрос
этот всегда был острым и болезненным для православных, так как за тысячу
лет, прошедших с раскола христианства на Православие и Католицизм,
последователи папы Римского неоднократно вели себя по отношению к
православным, мягко говоря, некорректно. А зачастую и просто
по-варварски. Обид было накоплено много. Но даже, если от них
абстрагироваться, то остается основная проблема – православные церкви не
считают католиков, собственно, церковью.
Связано это с тем, что в
православном понимании Церковью можно называть только то сообщество
верующих, в котором совершается таинство Евхаристии (Причастия). Причем
не сам обряд, как таковой, а именно таинство. Католиков, в этой связи,
православная традиция считает утратившими благодать Святого Духа из-за
раскола и связанного с ним изменения основных догматов христианского
вероучения, принятых Римом в течение последнего тысячелетия, что привело
к неспособности совершать настоящее таинство. Соответственно,
православные христиане не могут быть в евхаристическом общении (то есть
вместе готовить и причащаться Тела и Крови Христовой) с католиками. Для
верующих это очень важный принципиальный момент. Связан он с тем, что
заповедь христианам (практически основную во всем вероучении)
обязательно и регулярно причащаться оставил лично Христос во время
Тайной вечери. И именно с ней Он связал последующее личное спасение
человека: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не
будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете
иметь в себе жизни (Ин, 6, 53)».
Происки Ватикана?
Но,
несмотря на то, что status quo в отношениях Рима и православного мира,
устоялось и существует уже много веков, во время Собора планировалось
сделать несколько шагов для сближения обоих конфессий. Предлог – внешние
вызовы христианскому миру, как то – массовые убийства последователей
Христа на Ближнем Востоке и победное шествие гей-парада по наиболее
просвещенным мировым державам. Однако, во имя гуманистических целей
как-то забылись цели духовные и в некоторых формулировках документов,
которые должен будет принять Всеправославный собор, католиков называют
церковью. И именно этот момент вызвал наибольшую настороженность со
стороны неравнодушных к догматическим вопросам православных. Так как,
признав Католицизм Церковью, Собор автоматически протягивает ему руку
евхаристического общения, а это, в свою очередь, бьет уже по
Православию, поскольку, если можно так выразиться, уравнивает Церковь с
еретиками.
Ватикан
© pixabay.com
Почему рабочие группы, готовившие Всеправославный собор
проглядели этот тонкий момент – территория догадок. Хотя в подготовке
мероприятия участвовали представители всех поместных церквей. Тем не
менее, в предложенных к утверждению Собором документах спорные
формулировки остались. И именно они привели к тому, что Собор из
Всеправославного превратился в собор нескольких поместных церквей.
Надо
сказать, что внимание братьев по вере на качество тех документов,
которые они собираются принять, первыми обратили афонские старцы,
выпустившие около месяца назад документ, в котором были резко осуждены
проекты резолюций. После появления афонского послания от участия в
Соборе начали отказываться некоторые православные церкви. Иногда под
техническими предлогами, как, например, Антиохийская церковь,
отказавшаяся от участия в мероприятии из-за неурегулированных
разногласий с Иерусалимской церковью. А за ними последовали уже
остальные.