Сегодня новостные ленты пестрят громким заголовком: «На российских наемников в Сирии потратили до 10 млрд рублей».
Участие в сирийской войне «группы Вагнера», российского прототипа частной военной компании (ЧВК), стоило от 5,1 млрд до 10,3 млрд рублей. Траты взяли на себя государство и частные инвесторы.
Называть имена «инвесторов» источники деловых изданий отказываются даже в неофициальной беседе при выключенных диктофонах. Об этом же в свое время писала и The Wall Street Journal, отмечая, что в Сирии из числа «бойцов Вагнера» погибли девять человек. В Минобороны России эту информацию тогда назвали «вбросом».
Современный мир денег и политики очень сложен. И далеко не всегда национальные правительства и их вооруженные силы могут официально участвовать в операциях в различных горячих точках. Поэтому с высокой вероятностью появившаяся в Сети информация в целом соответствует действительности.
Плохо, даже очень плохо другое: что узнаем мы об этих событиях из либеральных или западных изданий, то есть источников, изначально настроенных к России недружественно. Они и соврут – недорого возьмут. Однако других источников информации у нас нет.
Кто-то скажет, что тема специфическая и требует секретности. Это, конечно, так. Однако понятие коммерческой тайны есть в любом бизнесе. При этом прозрачность и открытость давно являются обычными стандартами корпоративного управления.
В России давно следует принять нормативную базу и легализовать специфический частный военный бизнес.
Тогда информация о «наших» в Сирии будет появляться вместе с новостями о росте добычи нефти или выплавки стали. Естественно, она будет затрагивать в том числе военный и геополитический аспект. Многие российские компании, прежде всего нефтегазовые холдинги, давно работают на развивающихся рынках, в том числе в очень неспокойных регионах. Их бизнесу необходима защита, и российские ЧВК вполне могли бы оказывать данные услуги. Отдавать «крышу» иностранцам – очень плохая идея.
Как известно, русские очень неплохо умеют воевать. И непонятно, почему мы должны стесняться данного конкурентного преимущества в глобальной экономике и работать «всерую».
Есть и еще один момент: после распада СССР без работы остались многие профессионалы из силовых структур. Далеко не все они смогли устоять перед соблазнами криминального мира. Такая ситуация не должна больше повториться. У вежливых людей должна быть возможность достойного и честного заработка в официальных и уважаемых структурах.
Вопрос, конечно, в регуляторе. Вероятно, должен быть создан специальный государственный орган, которой будет тесно сотрудничать с МИДом, Минобороны и ЦБ РФ.
Лет 10 или 15 назад на фондовом рынке шутили, что лучшая инвестиция – это акции ОАО ФСБ. Однако кто знает, может быть, после легализации акции российских ЧВК появятся на Московской бирже. Я бы, вероятно, купил.