Самые громкие премьеры этих дней — «Чудо на Гудзоне» Клинта Иствуда с Томом Хэнксом в роли пилота, сумевшего без жертв посадить падающий самолёт на воду, и «христианский эпик» «Бен-Гур», поставленный нашим Тимуром Бекмамбетовым. В компании с ними — сразу два фильма из программы Венецианского кинофестиваля, причём оба — о событиях столетней давности. Только вот «Свет в океане» с Майклом Фассбендером и Алисией Викандер — из конкурса этого года (где призы ещё даже не распределены!), а «Детство лидера» с Беренис Бежо и Лиамом Каннингэмом — из «Горизонтов» прошлого.
Российское кино на этой неделе представлено комедийно-мистическим «Монахом и бесом» Николая Досталя, альманахом короткометражек «Кинотавр. Shorts» и документальной картиной «Прокофьев: Во время пути».
Также в прокате стартуют такие американские ленты как «Дочь бога» — полудетектив-полутриллер с Киану Ривзом, «Морган» — научно-фантастический триллер с Кейт Марой, «Полный расколбас» — мультфильм для взрослых про еду. Завершат наш обзор российско-итальянские «Гонки по-итальянски» и японский мультфильм «Гамба».
Кадр из фильма «Монах и бес»
«Чудо на Гудзоне»
15-го января 2009-го года капитан Чесли Салленбергер посадил на воду самолёт, у которого на высоте 850 метров внезапно встали оба двигателя. На борту было 155 человек, все остались живы. Казалось бы, Салленбергер (друзья зовут его Салли) — безусловный герой, но расследующая обстоятельства происшествия комиссия в этом пока не уверена, полагая, что возвращение в аэропорт было вполне возможным…
Трейлер фильма «Чудо на Гудзоне»
Реальные и памятные многим события реконструировал в своём новом фильме ветеран Голливуда Клинт Иствуд, пригласивший на главную роль Тома Хэнкса (второго пилота сыграл Аарон Экхарт, жену Салли — Лора Линни). Режиссёр рассказывает, что привлекло его внимание в этой истории:
Всегда интересно смотреть кино про тех, кто сохраняет способность думать в критической ситуации, кто может без паники решать проблемы. Но лично для меня кульминацией сюжета стало следствие, которое поставило под сомнение решения капитана, несмотря на то, что он спас столько жизней.
Надеюсь, эта картина покажет, что у плохого начала может быть и хороший конец. Что если что-то идёт не так, есть такие люди как капитан Салленбергер, которые поставят на кон многое — своё время, усилия и даже жизни — от имени других.
Иствуду вторит Том Хэнкс:
Если ты пожарный, полицейский, солдат или лётчик, от тебя всегда ждут подвигов. Для меня герой — это тот, кто преодолевает себя ради других. Салли сделал это, просто выполнив свою работу, зная, что он может совершить посадку. У него не было времени бояться. У него были считанные секунды, чтобы обработать миллиарды бит информации как из учебников, так и собственного опыта, и он доказал, что он — тот, кто готов ко всему.
«Чудо на Гудзоне» — напряжённая драма, в которой «человеческий фактор» умело сочленён со зрелищной составляющей. Очевидно, что перед нами — будущий номинант на кучу «Оскаров».
«Бен-Гур»
Подчиняясь давлению Рима, Мессала предаёт друга детства, Бен-Гура, жестоко расправляясь с его семьёй, а его самого отправляя рабом на галеры. Но однажды Бен-Гур вернётся — переполненный жаждой мести…
Трейлер фильма «Бен-Гур»
Для американцев этот фильм (см. рецензию «Ридуса») — в первую очередь ремейк легендарной картины 1959-го года (вернее, ещё одна экранизация романа Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа»). Но для нас новый «Бен-Гур» в первую очередь интересен не сравнением со старым, а тем фактом, что поставил картину наш соотечественник Тимур Бекмамбетов, для которого этот фильм — уже третий осуществлённый проект в Голливуде (после успешного «Особо опасен» и спорного «Президента Линкольна»). Он знал, на что шёл, и вот как мотивирует свою решимость:
«Бен-Гур» 1959 года — это не просто фильм, а целое явление, оказавшее огромное воздействие на культуру двадцатого столетия. Вот почему, когда мне было сделано предложение стать режиссёром его «реинкарнации», моей первой мыслью было: «Ни в коем случае!». К счастью, продюсер Шон Дэниэл убедил меня прочитать сценарий, который оказался чрезвычайно осмысленной историей: там был не только потрясающий экшн, но и яркие, живые герои и глубокая философия. Несмотря на то, что действие разворачивается тысячи лет назад, поступки и эмоции героев знакомы каждому и по-прежнему актуальны.
Во многих отношениях мы по-прежнему живём в Римской империи и разделяем те же ценности. Власть, жадность и успех всё так же правят миром, люди яростно соперничают друг с другом ради достижения своих целей, и лишь немногие осознают, что истинные ценности — это взаимопомощь и прощение. {…} Нам не хотелось, чтобы наш фильм стал очередным помпезным аттракционом. Это эпическое кино не потому, что там сотни лошадей, небывалое количество массовки и масштабные декорации Арены, а благодаря заложенной в нём идее. Надеемся, что стилистика, монтаж, операторская работа и игра актёров придутся по душе сегодняшнему зрителю.
Ролик о съёмках фильма «Бен-Гур»
В работе над фильмом принимала участие и давняя соратница Бекмамбетова Варя Авдюшко — художница по костюмам.
Самое главное для Тимура — чтобы история была правдоподобной. Он не желал снимать историческое кино, с которым никто не сможет себя соотнести. Нам хотелось, чтобы зрители почувствовали связь с нашими героями. Странные костюмы усложнили бы эту задачу, так что мы прибегли к небольшим уловкам, чтобы слегка их осовременить.
Я использовала в качестве источников как два предыдущих фильма — немой и 1959 года (оба чрезвычайно красивые), так и исторические артефакты — мозаики, фрески, статуи и т. д. Затем я сравнивала их с современными изображениями, пытаясь найти связующее звено между историческим материалом и тем, что мы привыкли видеть сегодня. Я брала изображения римских легионеров и сравнивала их с современными фотографиями спецназа и германской армии, чтобы зрителю было на что «опереться».
Результат — уже на экране. Центральные роли в фильме сыграли Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Морган Фриман и Родриго Санторо.
«Свет в океане»
В декабре 1918-го года мистер Шербурн отправляется на отдалённый маяк временным смотрителем — пока не поправится его предшественник, пришедший в состояние душевного беспокойства от охватившего его одиночества. Том уединения не боится, но когда его контракт продлевают — привозит с собой на каменистый остров молодую жену Изабель: их чувства окрепли после нескольких встреч и последовавшей затем романтической переписки. Однажды появится и третий член их семьи — при обстоятельствах, которые станут основой будущей трагедии…
Трейлер фильма «Свет в океане»
Бестселлер М. Л. Стедман экранизировал Дерек Сиенфрэнс, режиссёр таких пронзительных фильмов как «Валентинка» и «Место под соснами». Если ранее он работал с Райаном Гослингом, то сейчас приберёг главную мужскую роль для Майкла Фассбендера, в партнёрши к нему пригласив Алисию Викандер.
…Мне хотелось увидеть не разум, а сердце Майкла Фассбендера, сердце, которое действует в ладу с телом и разумом. Я хотел, чтобы он открыл зрителю свою душу, открыл, не таясь и не отгораживаясь. Мне хотелось увидеть и конфликт между его сердцем и разумом.
Когда я увидел Алисию, то сразу понял, что это Изабель. Мы с ней прочитали некоторые сцены, чего я обычно не делаю, и я просто влюбился в неё: она отдавалась роли без остатка, ни секунды себя не сдерживая. Я также почувствовал, что они с Майклом идеально подойдут друг другу и оказался прав: получился красивый и слаженный дуэт.
Я надеюсь, что люди прочувствуют историю безусловной любви, классическую притчу, в которой любовь борется с правдой. И что они покинут кинотеатр, размышляя о том, кто из персонажей им ближе, кто из них поступил правильно и почему.
Кадр из фильма «Свет в океане»
Ещё одну героиню, которая появляется далеко не сразу, но оказывает решающее воздействие на сюжет картины, сыграла ещё одна обладательница «Оскара» — Рэйчел Вайс. Более обстоятельные впечатления от фильма — в нашей рецензии, а здесь ещё добавим, что в настоящий момент эта лента (копродукция Великобритании, Новой Зеландии и США) претендует на призы 73-го Венецианского кинофестиваля, итоги которого будут подведены в эту субботу. Для нашего проката это редкость — чтобы фестивальные хиты выходили с такой скоростью; когда ещё такое было?..
«Детство лидера»
Финал Первой мировой войны. Пока отец, работающий в команде президента Вудро Вильсона, участвует в переговорах по её итогам, а мать с мигренью жалуется на плохое здоровье, ангелоподобный Прескотт кидается камнями, писает в постель, в присутствии гостей бродит по дому голышом и заглядывается на грудь молодой преподавательницы французского. Сейчас он — вполне обычный, пускай и слегка нервный мальчик, которого часто путают с девочкой; вопрос только, в кого он в итоге вырастет.
Трейлер фильма «Детство лидера»
Ответ заранее подсказывает название: фильм Брэйди Корбетта рассказывает о том, как формируется будущий тиран и диктатор (как тут не вспомнить «Белую ленту» Михаэля Ханеке?). Молодой режиссёр признаётся, что на идею картины его натолкнула «книга, в которой были собраны факты о детстве и отрочестве Муссолини»:
Моё внимание немедленно привлекло несколько деталей: как будучи мальчиком он швырял камни в выходивших после службы из церкви прихожан (до того как в политических целях стать демонстративным сторонником веры, Муссолини был скандально известен как атеист); как однажды его исключили из школы за то, что он кинулся с ножом на одноклассника; как, несмотря на то, что со временем он превратился в отчаянного ловеласа (при этом во времена своего диктаторства лицемерно обрушивающегося на тех, кто изменяет своим супругам), он, согласно самым разным свидетельствам, был весьма тщеславным и хрупким ребёнком, напоминавшим девочку…
По словам автора, он со своими соратниками стремился «создать произведение, объединяющее серию эпизодов, которые наводили бы на мысль, что всё в этом мире взаимосвязано», предоставив «зрителю возможность самостоятельно обнаружить дальнейшие подсказки».
Кадр из фильма «Детство лидера»
Год назад «Детство лидера» (Великобритания — Франция — Венгрия) принимало участие во второй по значимости программе Венецианского кинофестиваля «Горизонты», где было отмечено призом за лучшую режиссёру. Но что ещё важнее — Корбетт также победил в борьбе за «Льва будущего», присуждаемого лучшему фестивальному дебюту. Главную роль в фильме сыграл девятилетний Том Свит, «взрослые» роли достались Беренис Бежо, Лиаму Каннингэму, Стейси Мартин и появляющемуся в паре-тройке сцен Роберту Паттинсону.
«Монах и бес»
В уединённую обитель приходит прихрамывающий, заикающийся, а главное — буквальным образом горящий Иван, Семёнов сын, из Торжка. «Горишь почему?» — интересуется игумен. «По грехам», — не лукавит Иван, признаваясь, что действительно грешен — и потому, что любит всякую живность, и потому, что мудр не по годам. Вместе с новым послушником в монастырь приходят и чудеса. Заданную на две недели задачку по очистке колодца Иван умудряется решить за полдня, на одну лишь молитву ловит в реке гигантскую рыбину, портки стирает мановением руки, а уж как гладит!.. Кто знает, быть может, это святой, которого канонизируют через полторы тысячи лет?.. Или же тут, тьфу-тьфу-тьфу, не обошлось без бесовства?..
Трейлер фильма «Монах и бес»
Летом новый фильм Николая Досталя (сериалы «Раскол» и «Штрафбат», фильмы «Облако-рай» и «Петя по дороге в Царствие небесное») участвовал в конкурсе 38-го Московского кинофестиваля, но наград не снискал. Хотя приза за лучшую мужскую роль определённо заслуживал Тимофей Трибунцев, наконец-то получивший возможность выступить с актёрским бенефисом. Надо думать, случившаяся несправедливость ещё будет исправлена позднее — когда дело дойдёт до распределения национальных кинонаград. Имеет смысл сделать ставку и на Бориса Каморзина, сыгравшего здесь яркую роль второго плана; также в фильмы снялись Георгий Фетисов, Никита Тарасов, Сергей Барковский, Роман Мадянов.
Жанр ленты её создатели определяют как «фантастическая комедия» — оспаривать этого не будет, однако повторим то, о чём уже писали в июне: мало какая из картин, непосредственно посвящённых сегодняшнему дню, столь же злободневна и актуальна, как эта.
«Кинотавр. Shorts»
Традиционный альманах короткометражек на сей раз представит шесть лучших работ 27-го «Кинотавра». «Самое русское, самое смелое, самое живое кино», — обещает трейлер, не уточняя, впрочем, ни названий фильмов, ни имён их режиссёров. Желающие, впрочем, могут сделать собственные изыскания по именам заявленных актёров: Ирина Горбачёва, Ксения Кутепова, Евгения Храповицкая, Сергей Легостаев, Виктор Добронравов, Валентина Мазунина, Сергей Бурунов, Мириам Сехон, Павел Деревянко.
Трейлер альманаха «Кинотавр. Shorts»
«Прокофьев: Во время пути»
Документальный фильм Анны Матисон, в котором на фоне одиннадцатого Пасхального фестиваля рассказывается история жизни великого композитора. В помощь авторам — дневник самого Сергея Прокофьева, который он вёл на протяжении 26 лет.
В роли Прокофьева — Константин Хабенский, от своего имени в фильме говорит дирижёр Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра. Звучат фрагменты симфоний и всех пяти концертов Прокофьева, солисты — Денис Мацуев, Даниил Трифонов, Александр Торадзе, Алексей Володин, Сергей Бабаян.
Трейлер документального фильма «Прокофьев: Во время пути»
Слово пианисту Денису Мацуеву:
Благодаря Анне Матисон у нас есть замечательная возможность познакомиться с авторским взглядом на жизнь Сергея Сергеевича Прокофьева не столько как композитора, которого, безусловно, знают все меломаны и музыканты, сколько как человека. Это в первую очередь человеческая история, что особенно интересно и важно, потому что фигура Прокофьева по большому счёту для всех остаётся неясной, таинственной: это замкнутый, несколько странный с точки зрения обычного обывателя человек и при этом гениальный композитор. Зритель сам сможет составить собственное мнение об этом человеке и музыканте, о том жутком времени, в котором он жил, потому что в фильме много исторических свидетельств, цитат из писем композитора, и архивных видеозаписей, снятых непосредственно на его даче, на Николиной горе, где он играет на расстроенном пианино и рассказывает о своих последних опусах. Поэтому очень здорово, что этот фильм выходит именно на большой экран: широкая публика должна иметь возможность познакомиться с его наследием.
«Дочь бога»
Жизнь Изабель (Ана де Армас) менялась дважды. В первый раз — после того, как она столкнулась с Чудом — в лице представшего перед ней ангела. Во второй — после встречи с детективом Гэлбэном (Киану Ривз), расследующим гибель своего напарника…
Трейлер фильма «Дочь бога»
«Некоторые тайны лучше не раскрывать», — предупреждает слоган этой детективной драмы с лёгким мистическим налётом (США, реж. Ги Малик Линтон).
«Морган»
Расследование ужасной катастрофы приходит к пугающим выводам, разглашение которых чревато последствиями… Американский научно-фантастический триллер с участием Кейт Мары, Ани Тейлор-Джой, Роуз Лесли и Пола Джаматти, полнометражный дебют Люка Скотта, сына великого Ридли Скотта, который взял на себя продюсерские функции.
Трейлер фильма «Морган»
Режиссёр говорит:
Наш фильм намекает на то, что человеческие существа становятся, в некотором смысле, создателями. Не в традиционном религиозном смысле, но в том смысле, что у каждого из нас есть возможности, чтобы стать творцом. И я подозреваю, что может случиться так (мы это видели во множестве фильмов, будь то «Франкенштейн» или «Метрополис»), что творение превзойдёт создателя. Это невероятно захватывает меня, и я чувствую, что именно так и будет выглядеть следующий этап эволюции в нашем мире.
«Полный расколбас»
Сосиски и прочие продукты из супермаркета пытаются узнать, что их ждёт после того, как они покинут магазинные прилавки… Мы уже в курсе того, что игрушки — живые, теперь предстоит узнать то же самое и о нашей с вами еде.
Трейлер анимационного фильма «Полный расколбас»
Мультфильм для взрослых (18+) от режиссёров Конрада Вернона («Шрек 2», «Монстры против пришельцев», «Мадагаскар 3») и Грега Тирнана («Паровозик Томас и его друзья»), направляли которых сценаристы-продюсеры Эван Голдберг и Сет Роген («Проповедник», «Соседи. На тропе войны 2», «Интервью» и т. п.). Но максимально ёмко ленту описали не они, а менее нам известный Эриель Шаффир, исполнительный продюсер и соавтор сценария:
Основная идея фильма заключается в попытке нашего героя осуществить главную мечту любой сосиски — оказаться внутри булочки для хот-дога.
Кого-то также могут привлечь имена тех, чьи голосом вся эта еда разговаривает на русском языке — это известные видеоблогеры Сыендук, Bad Comedian и Макс +100500.
«Гонки по-итальянски»
Настоящему журналисту, как известно, ничего не страшно — и чтобы сделать свой репортаж о ралли ретро-автомобилей более насыщенным, Мария решается лично принять участие в соревнованиях. Заодно она намерена выяснить обстоятельства аварии, которая произошла на этой трассе много лет назад с её дедушкой…
Трейлер фильма «Гонки по-итальянски»
Приключенческий детектив с элементами мелодрамы, довольно неожиданная копродукция Италии с Россией (реж. Клаудио Уберти). В ролях: Людмила Бикмуллина, Маурицио Франконе, Ремо Джироне и другие.
«Гамба»
Японский мультфильм (реж. Томохиро Кавамура, Йосихиро Комори) про смелого городского мышонка, который намерен спасти мышиную деревню от того террора, что устраивает на улицах свирепствующая банда грызунов побольше.
Трейлер анимационного фильма «Гамба»