» » «Продукт народный, а суда дорогие»: крымские рыболовы просят помощи у государства

«Продукт народный, а суда дорогие»: крымские рыболовы просят помощи у государства

Автор: admin 365  
«Продукт народный, а суда дорогие»: крымские рыболовы просят помощи у государства

© Александр Петров/ТАСС

СЕВАСТОПОЛЬ. /ТАСС/. Рыболовецкий флот Крыма нуждается в серьезном обновлении, заявили ТАСС представители отрасли. Однако, по их словам, своими силами не справиться — нужна поддержка от государства.

На прошедшем в конце октября в Ялте форуме Общероссийского народного фронта президент РФ Владимир Путин сообщил, что государство готово финансировать обновление рыболовного флота в Крыму при условии, что будет создана соответствующая программа.

Средний возраст судов — 35 лет

По словам главы комиссии по возрождению рыбной отрасли керченской организации "Русская община Крыма" Владимира Ольховского, раньше рыболовный флот Крыма насчитывал 150 судов, но сейчас он сильно сократился. "Флота на сегодняшний день у нас нет. Будем говорить как есть: флот старый, обношенный, уже неэффективный, берет большие затраты на ремонты", — сказал он ТАСС.

По данным Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), весь рыболовецкий флот Крыма и Севастополя, не считая маломерных судов, сейчас насчитывает 38 кораблей, находящихся в собственности 22 компаний. Причем средний возраст судов составляет 35 лет, однако их состояние можно назвать удовлетворительным. Тем не менее представители отрасли говорят о необходимости его обновления.

"Вопрос обновления флота обсуждается с начала года, организационную работу по этому вопросу проводит Росрыболовство. Проблема заключается в том, что флот не новый и рано или поздно его придется менять, но суда, которые сегодня предлагается построить, будут стоить чрезвычайно дорого, и вопрос окупаемости повисает в воздухе", — сказал президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий Сивочуб.

Представители отрасли говорят и о том, что на поддержание кораблей в нормальном состоянии они тратят большие деньги. "В 2014 году при посещении наших судов представители Росрыболовства были приятно удивлены их состоянием. Но, чтобы корабли содержать в таком состоянии, мы вкладываем большие деньги", — сказал заместитель директора севастопольского ООО "Омар" Севастьян Роман.

"Черноморский ресурс дешевый"

По словам представителей отрасли, рыба, которую ловят в Крыму, дешевая, и местные компании не могут заработать требующиеся для обновления флота средства своими силами.

"Наша продукция — это килька черноморская и хамса, третья позиция — черноморская ставрида, но ее удельный вес составляет не более 1–2% от общего промысла. Эта продукция дешевая, и вопрос обновления рыболовного флота нам самостоятельно не решить. Себестоимость продукции близка к цене реализации, а по кильке вообще одинакова", — пояснил замдиректора ООО "Омар" Севастьян Роман.

По его словам, крымские рыболовы в течение 5 месяцев ловят кильку, но из-за того, что цена реализации равна себестоимости, покрываются только расходы. Зимний промысел, когда ловят хамсу, дает некоторые заработки, однако они не позволяют думать о серьезной модернизации рыболовного флота собственными силами.

Об этом же сказал и президент Ассоциации рыбопромышленников Валерий Сивочуб. "Черноморский ресурс дешевый, его нельзя сравнить с треской или дальневосточной рыбой, наша килька и хамса — продукт народный, а суда дорогие", — отметил он.

Реновация, лизинг, новые суда

Одним из вариантов обновления рыболовецкого флота, по мнению представителей отрасли, может стать его реновация. "Со своей стороны мы предлагаем вариант, при котором помощь государства была бы интересна и, наверное, реальна. Есть технология реновации флота, после этого судно считается практически новым: производятся необходимые корпусные работы и замена оборудования на современное, экономичное и более производительное. Мы готовы подключиться к этому в полной мере, так как сами заинтересованы. Ведь очевидно, что через 20–30 лет существующий флот "умрет", — сказал Сивочуб.

По его словам, сейчас вопрос реновации рыболовного флота Крыма прорабатывается совместно с Росрыболовством. Окончательного решения пока нет, однако собственные предложения рыболовы уже направили. Реновация, по их мнению, менее затратный способ обновления флота, чем строительство новых судов. Обсуждаются и другие варианты поддержки, например, возможно приобретение новых кораблей в лизинг на приемлемых условиях.

Одновременно в Керчи предлагается строить и новые корабли. Это предложение высказал глава комиссии по возрождению рыбной отрасли керченской организации "Русская община Крыма" Владимир Ольховский. "У нас есть такое предложение — открыть цех по изготовлению флота для рыбаков на заводе "Залив" в Керчи (город, который в советские годы считался рыбацкой столицей полуострова, — прим. ТАСС)", — сказал Ольховский, добавив, что намерен написать президенту письмо о необходимости обновления рыболовецкого флота Крыма.

По словам крымских властей, они готовы участвовать в разработке программы по обновлению рыболовного флота, о которой говорил президент. "Эта программа сейчас будет отрабатываться с учетом поручения нашего президента, будем выходить на какие-то решения", — сказал начальник департамента по рыболовству Минсельхоза республики Андрей Дедюхин.

Дешевле строить за границей

Нельзя сказать, что сейчас государство не оказывает поддержку рыболовам. "С 2008 года действует программа субсидирования ставок по кредитам и лизингу при заказе судна на отечественной верфи, планируется ее продление еще на 10 лет", — сказали в Росрыболовстве, уточнив, что по всей России этой программой уже воспользовались заказчики 80 судов, в том числе и рыболовных.

Однако, по словам президента Ассоциации рыбопромышленников Валерия Сивочуба, получение кредитов является большой проблемой для крымских компаний. "Мы сейчас сами занимаемся обновлением, например, двигателей, в итоге добьемся серьезной экономии топлива. Для этого в очередной раз пытаемся взять кредит, после двухлетних бесплодных попыток. В настоящее время удалось получить кредит только на пополнение оборотных средств", — сказал он.

В Росрыболовстве также сообщили, что, помимо субсидирования кредитных ставок, планируется предоставление дополнительных долей квот на вылов биоресурсов на инвестиционные цели — постройку рыболовных судов на российских верфях. Кроме того, с 2017 года будут предоставляться гранты в размере 10% от стоимости вновь построенного гражданского судна взамен корабля, сданного на утилизацию. Порядок предоставления этих грантов сейчас, по данным Росрыболовства, разрабатывается Минпромторгом.

Правительство ставит задачу: флот должен строиться только на отечественных заводах, однако в Турции или в Китае было бы минимум в два раза дешевле. Мы согласны поднимать свои заводы, но это значит, что нужно искать возможности удешевления

Рыболовы готовы поддержать отечественные заводы, хотя строительство кораблей за рубежом обойдется дешевле. "Правительство ставит задачу: флот должен строиться только на отечественных заводах, однако в Турции или в Китае было бы минимум в два раза дешевле. Мы согласны поднимать свои заводы, но это значит, что нужно искать возможности удешевления. Чтобы запустить эту программу, нужно заложить серию судов, хотя бы 5–10, это огромные ресурсы", — отметил глава ассоциации рыболовов Сивочуб.

Прорабатываются меры поддержки и на местном уровне. К примеру, в Севастополе подготовлен проект региональной госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, которая предусматривает субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на развитие промышленного рыболовства и рыбопереработки, на эти цели в следующем году закладывается 34 млн рублей.

"Одномильный запрет" приведет к разорению

Еще одним испытанием для отрасли может стать ограничение тралового лова рыбы в прибрежной зоне в одну милю. Такое предложение внесла на форуме ОНФ заместитель директора Института морских биологических исследований им. Ковалевского РАН Наталья Мильчакова, сославшись на то, что донное траление причиняет вред природе.

Однако, по словам президента, вопрос ограничения лова носит и экономический, и социальный характер, учитывая, что большая часть улова крымских рыбаков — а это порядка 35 тыс. тонн в год — приходится именно на одномильную прибрежную зону.

Представители отрасли в свою очередь отмечают, что такое ограничение скажется на отрасли крайне негативно. Сивочуб напомнил, что донное траление запрещено еще с советских времен, и сейчас применяются тралы, не касающиеся дна, причем существует достаточно мер контроля, этим, в частности, занимаются пограничники. Рыболовные компании открыты для всех контролеров. "Тем более сейчас уже большая часть прибрежных участков моря у Южного берега Крыма закрыта для траления в летний период. Мы на это согласились, хотя и это болезненное для отрасли ограничение", — сказал он.

Но инициативу ввести "одномильное" ограничение рыболовы считают "непонятной мерой". "Мы ее воспринимаем как очень конфликтную и несправедливую, потому что это скажется на улове, это может быть и половина нашего улова, — пояснил Сивочуб. — Рыба мигрирует, не стоит на месте, сегодня она до одной мили, а завтра больше одной мили от берега, но погода, например, не позволяет ловить. Мы просто можем разориться".

  
Social comments Cackle

Новости партнеров