© СС0 Public Domain
Правительство РФ потратило около 20% средств, направленных в 2016 году на закупку медикаментов, на лекарства с недоказанной эффективностью. Об этом сообщил директор Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский, передает РБК.
По его словам, в прошлом году на такие медикаменты государство выделило около 70 млрд рублей. Всего за 2016 год, по данным экспертов, Россия закупила лекарств примерно на 350 млрд рублей. Крестинский пояснил, что речь идет о многочисленных препаратах, зарегистрированных в СССР и в России примерно до 2010 года, клинические исследования и доказательная база которых не соответствуют современным международным требованиям.
Эффективность лекарств в Советском союзе проверялась на 12 пациентах и иногда на 18, рассказал директор подразделения «Аналитика и консультирование» компании Ipsos Healthcare Вениамин Мунблит. По мнению экспертов, сегодня исследования препаратов для распространенных болезней проводят на нескольких тысячах человек с помощью специальных методов, которые не дают врачам и пациентам повлиять на результаты.
При этом Крестинский уточнил, что не все препараты, зарегистрированные в СССР и постсовесткий период, имеют недоказанную эффективность. В России лекарства, прошедшие необходимые исследования в других странах — такие медикаменты в исследовании Московской школы управления «Сколково» не учитывались.
Препараты с недоказанной эффективностью активно закупаются государством, поскольку часть из них входит в перечень жизненно важных и необходимых лекарств (ЖНВЛП), цены на которые регулируются государством. В перечне 646 лекарственных веществ или примерно 23,5 тыс. торговых марок.
Если профессиональное сообщество считает, что какой-либо препарат из списка ЖНВЛП имеет недоказанную эффективность, оно может подать заявку о его исключении, заявила изданию глава департамента по обращению лекарств и медицинских изделий Министерства здравоохранения Елена Максимкина. «Такая возможность существует уже около трех лет. За это время мы не получили ни одной заявки об исключении с подобной формулировкой», — сказала Максимкина.