С 22-го по 29-е июня в столице пройдёт 39-й Московский Международный кинофестиваль. «Ридус» изучает его программу. Кадр из документального фильма «Раскалённый хаос»
Россию в конкурсе главного международного кинофестиваля страны представляют сразу три новых фильма. Это «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, «Карп отмороженный» Владимира Котта и «Купи меня» Вадима Перельмана.
Кадр из фильма «Мешок без дна»
Картина Хамдамова — снимающего редко, но почитаемого за классика — основана на новелле Рюноскэ Акутагавы «В чаще», которая однажды уже была экранизирована выдающимся Акирой Куросавой под названием «Расёмон», — только вот действие «Мешка без дна» разворачивается при дворе Александра II. Звёздный актёрский ансамбль составили Светлана Немоляева, Алла Демидова, Сергей Колтаков, Анна Михалкова, Елена Морозова, Андрей Кузичев, Кирилл Плетнёв, Евгений Ткачук, Анастасия Цой.
Не менее выдающиеся артисты собрались и у Владимира Котта — это Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Александр Баширов, Наталья Суркова. Драма «Карп отмороженный» — это история провинциальной учительницы, узнающей о смертельном диагнозе…
Кадр из фильма «Карп отмороженный»
Вадим Перельман, окончательно, судя по всему, перебравшийся из приютившего его некогда Лос-Анджелеса в Россию, представляет историю положительной студентки филфака, внезапно ради модельной карьеры срывающейся в Арабские Эмираты. В ленте «Купи меня» сыграли Юлия Хлынина, Анна Адамович, Светлана Устинова, Евгения Крюкова, Иван Добронравов, Анатолий Кот.
Другие фильмы нынешней конкурсной программы — как водится, «тёмные лошадки»:
- «Апрельский сон длиной в три года» (Япония, реж. Рютаро Накагава),
- «Жёлтая жара» (Турция, реж. Фикрет Рейхан), - «Звездачи» (Финляндия, реж. Виса Койсо-Канттила),
- «Лучший из миров» (Германия — Австрия, реж. Адриан Гойгингер),
- «Обычный человек» (Республика Корея, реж. Ким Понхан),
- «Преисподняя» (Дания, реж. Фенар Ахмад),
- «Селфи» (Испания, реж. Виктор Гарсия Леон), - «Симфония для Аны» (Аргентина, реж. Эрнесто Ардито, Вирна Молина), - «Утопленник» (Бангладеш — Индия, реж. Мустафа Сарвар Фаруки),
- «Хохлатый ибис» (Китай, реж. Лян Цяо).
Кадр из фильма «Купи меня»
По начавшей складываться год назад традиции, жюри основного конкурса возглавил победитель предыдущего кинофестиваля — иранский режиссёр Реза Миркарими. Тут надо напомнить, что главную награду ММКФ он увозил уже дважды — сперва за «Проще простого», а уж потом за «Дочь». Давним другом нашего фестиваля является и финский режиссёр-продюсер Йорн Йохан Доннер, работавший, помимо прочего, с самим Ингмаром Бергманом. В прошлый раз он приезжал в Москву с лентой «Арми жива!», участвовавшей в конкурсе 2015-го года.
Вместе с ними судить нынче конкурс будут испанец Альберт Серра (обладатель локарновского «Золотого Леопарда» за «Историю моей смерти»), немецкий эксперт в области кино Бригитта Мантей, а также хорошо всем знакомый Александр Адабашьян — кинодраматург, режиссёр, художник, актёр. Ну, а главной фестивальной звездой в этом году назначена итальянская дива Орнелла Мути, в последний раз приезжавшая на ММКФ ровно двадцать лет назад, в 1997-м. Всем им предстоит отсмотреть также и конкурсные короткометражки.
Кадр из документального фильма «Последний вальс»
В конкурсе документального кино от нашей страны заявлены «Раскалённый хаос» Сергея Дебижева, посвящённый столетию российских революций, и «Последний вальс» — выполненный Юлией Бобковой портрет не так давно ушедшего от нас выдающегося композитора Олега Каравайчука. Судьи этого конкурса — президент Швейцарской киноакадемии Кристиан Фрай, победитель прошлогоднего фестиваля Юн Джеро (Республика Корея) и россиянин Алексей Ханютин, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения.
Но не конкурсные программы традиционно являются самыми сильными сторонами Московского кинофестиваля. Внушительная панорама мирового кино, представленная в прочих подборках, — вот что в первую очередь привлекает киноманов столицы.
Каннские хиты «120 ударов в минуту» Робена Кампийо, «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса, «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена и «На пределе» Фатиха Акина. Победившая в Венеции «Женщина, которая ушла» Лав Диаса. Снятая в экспериментальной технологии драма Энга Ли «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»… Последние фильмы Аббаса Киаростами («24 кадра») и Анджея Вайды («Послеобразы»), новый фильм Микеле Плачидо «7 минут». «Сеть» Ким Ки Дука, «Детство Жанны Д’Арк» Брюно Дюмона, «Впусти солнце» Клер Дени с Жюльетт Бинош, режиссёрский дебют Алисы Хазановой «Осколки»… Сразу два фильма с Ричардом Гиром — «Ужин» и «Норман: умеренный взлёт и трагическое падение нью-йоркского посредника». Одна из последних работ Антона Ельчина «Порту», «Я — Гильда» с Натальей Орейро… Выбор — огромный.
Кадр из фильма «120 ударов в минуту»
Специальные подборки представят многообразие картин из Аргентины, Индии и Кореи, канадскую анимацию и ленты о спорте. «Обыкновенный фашизм» — это не только шедевр Михаила Ромма, но и две свежие документальные работы: «Нюрнберг. Кровавые деньги. Суд над промышленниками» и «План Розенберга. Нюрнбергские уроки». Юбилею революции посвящена и отдельная программа, обыгрывающая название принимающего фестиваль кинотеатра: «Октябрь в „Октябре“».
Вновь — как и двадцать лет назад — на фестивале будут чествовать Андрея Кончаловского: в связи с очередным его славным юбилеем. Изюминка новой ретроспективы в том, что будут показаны восстановленные (отреставрированные) копии его фильмов. В память об «отце некрореализма» Евгении Юфите покажут девять его картин, включая пятиминутные короткометражки «Вепри суицида» и «Санитары-оборотни».
Откроется 39 ММКФ почти трёхчасовым индийским эпиком «Бахубали. Завершение» (реж. С. С. Раджамоули), закроется американским «Роковым искушением» от Софии Копполы. Между ними — целая неделя настоящего кино.
Кадр из фильма «Бахубали. Завершение»