Председатель Комитета Госдумы по образованию, декан факультета госуправления МГУ, председатель правления фонда «Русский мир» В. А. Никонов 27 января выступил на пленарном заседании Государственной Думы. Тема его выступления — последние события в Донбассе и отношения с киевской властью.
— XXI век. Январь 2015 года. Центр Европы. И вновь число жертв братоубийственной войны идёт на сотни. Почему? Прежде всего, потому что мир не входит в планы тех, кто объявил войну нам. Это не просто бои на Украине, это война против России. Новое наступление украинской армии, новое кровопролитие произошло потому, что в странах Европейского союза стали задумываться о возможности отмены антироссийских санкций. И тут же последовала Волноваха, последовал Мариуполь, как до этого был «Боинг». И я уверен, что это далеко не последняя провокация. Втянуть Россию в войну, объявить её агрессором — об этом мечтает Обама, об этом он говорит, объявляя Россию самой страшной угрозой человечеству. Мечтает поставить Россию на колени экономически, о чём и говорил в своём последнем обращении к нации.
Украинская власть пошла на это, потому что она не живёт интересами своего народа, потому что это люди, интересы которых находятся за пределами собственной страны. Для них Киев — место работы. Работодатели живут в Вашингтоне.
В Донецкой и Луганской народных республиках происходит гуманитарная катастрофа: только 17, 18 и 19 января этого года в Донецкой народной республике было разрушено артиллерийскими обстрелами 46 школ и детских садов, в Луганской народной республике — 11 школ и детских садов. Количество жертв, к сожалению, мы сейчас точно установить не можем. Очевидно, что в этих условиях руководство республик приняло единственное возможное решение — осуществить военную операцию по принуждению к миру. Эта операция, призванная отодвинуть артиллерию от крупнейших городов Донецкой и Луганской народных республик, развивается достаточно успешно. Освобождён Донецкий аэропорт, идут бои в Авдеевке, освобождены Пески и более десятка населённых пунктов, замыкается дебальцевский котёл. Но также очевидно, что эта война будет кровопролитной, она будет очень долгой и сложной. Лёгкого пути к миру нет и не будет. Минский процесс, к сожалению, во многом остановлен.
Очевидно, что украинская армия сейчас будет предпринимать колоссальные усилия, чтобы переломить ход военных действий в свою сторону. Объявлена мобилизация 250 тысяч украинцев, которых бросят в эту бессмысленную бойню. Бросят молодёжь, только что призванную в армию, которая будет бессмысленно погибать во имя чужих интересов.
Информационная блокада, судя по всему, будет только усиливаться. Сейчас уже на Украине озвучиваются планы отключения не только от российского телевизионного пространства, но и от Интернета. Они боятся правды. И, конечно, будет оказана вся возможная помощь со стороны США, которые этого не скрывают и не стесняются. Для этого будут использованы все средства, будут использованы международные организации — и мы это видим, будут использованы ручные рейтинговые агентства. И вчерашнее решение Standard & Poor’s — хорошее тому подтверждение. Российскую экономику сегодня вновь хоронят зарубежные СМИ. Будет усиливаться санкционное давление. Очевидно, что будут нарастать и военные поставки Украине: и прямые из США, и военной техники из восточноевропейских стан НАТО.
И, конечно, стопроцентно прав президент Путин, который вчера сказал, что там воюет не украинская армия, там воюют по существу натовские легионы. Огромное количество наёмников, которые там фиксируются, из самих Соединённых Штатов, из Польши, из прибалтийских государств, из Албании и других стран НАТО. Американский генерал приезжает для того, чтобы раздавать американские военные награды участникам так называемой антитеррористической операции.
США, безусловно, готовы и будут воевать там до последнего украинца.
Вместе с тем мы уверены: нынешний украинский режим обречён. Как говорит Евангелие, не может стоять дом, разделённый надвое. Не может существовать режим, основанный на крови и бандеровской идеологии.
Этот режим обречён экономически. У Украины сейчас нет денег. Если уж, извините, у нас бросовый рейтинг, то какой рейтинг должен быть у Украины?! У России самый низкий долг из всех развитых и развивающихся экономик, у Украины денег нет вообще. Украинской энергетики не существует. Промышленность разваливается — в последние дни встали Азовсталь и Южмаш. Система социального обеспечения рушится.
Я уверен: Киев обречён и в военном отношении. Коррумпированное бездарное военное руководство способно только на очередные авантюры, а безжалостные американские генералы рассматривают армию как безликое пушечное мясо.
Киевский режим обречён политически. Это убийцы собственного народа, которые довели страну до ручки, и дальше будет только хуже.
Нарастают протесты против мобилизации, а украинские парламентарии способны только на провокации.
Новый Майдан — это уже вопрос времени.
Что делать нам? Нам действительно надо помочь украинцам избежать участи пушечного мяса и поддержать инициативу президента Путина, чтобы украинцы могли свободно оставаться в России больше чем на тридцать дней, прежде всего лица призывного возраста.
Нам надо помочь Новороссии. К сожалению, в последние месяцы там не выплачивались зарплаты бюджетниками, пенсии, пособия. Люди страдают, голодают.
Комитет по образованию очень активно работает над принятием мер, которые позволят признать законными в нашей стране те аттестаты, которые будут получать выпускники школ Новороссии в этом году. Мы сделаем всё, чтобы вузы Донецка и Луганска продолжали работать, хотя по украинскому законодательству они уже не существуют, и чтобы выпускники этих вузов получали дипломы — желательно двойные дипломы с российскими высшими учебными заведениями, которые откроют перед ними все пути в жизнь. Чтобы аспиранты, которые там учатся, могли защищаться в наших учебных заведениях и получать дипломы кандидатов и докторов наук.
Нужны и другие формы помощи. Конечно, Россия не должна становиться стороной конфликта. Мы не должны быть втянуты в этот военный конфликт. Но, вспомните, Советский Союз всегда находил возможность помочь братскому корейскому народу, братскому вьетнамскому народу. Я уверен, что мы найдём пути помочь братскому народу Новороссии.