» » Visa с 1 октября не гарантирует обслуживание операций по картам российских банков

Visa с 1 октября не гарантирует обслуживание операций по картам российских банков

Автор: admin 564  
Visa с 1 октября не гарантирует обслуживание операций по картам российских банков

C 1 октября Visa отказывается от гарантированного обслуживания операций по картам российских банков. К этому сроку Национальная система платежных карт (НСПК) должна полностью переключить все операции Visa на себя. Будет ли завершен этот процесс в срок, неясно, ряд настроек в НСПК все еще проводится. Однако к сбоям по карточным операциям изменения привести не должны, считают там. По мнению экспертов, Visa слишком сильно дорожит репутацией, чтобы реально отказывать клиентам в обслуживании.

О том, что Visa разослала письмо, в котором предупредила членов системы об изменениях в порядке обслуживания карт, "Ъ" рассказали участники рынка. "Visa сообщила, что с 1 октября, если авторизационные запросы (получение одобрение от системы на проведение операции) по локальным операциям (внутри России) будут поступать в Visa, она не гарантирует их обработку",— говорит один из собеседников "Ъ". По его словам, Visa фактически снимает с себя ответственность за отказ обрабатывать операции, за которые ей пришлось бы повторно внести страховой депозит в ЦБ. Visa подтвердила направление такого письма всем банкам.

Перевести весь трафик по картам МПС от банков и самих систем в НСПК по закону требовалось до 31 марта. MasterCard, за исключением отдельно взятых банков, уложилась в этот срок и перевела своих участников в НСПК. Visa начала процедуру передачи своего процессинга позже. В итоге она нарушила установленные сроки и была вынуждена разместить страховой депозит в ЦБ, однако впоследствии он был возвращен (официальный размер не раскрывался, по оценкам экспертов — до $50 млн). Тогда же было объявлено, что миграция банков в НСПК по картам Visa завершится не позднее 31 мая. Но фактически в этот срок был реализован лишь частичный переход, в рамках которого банки-эквайеры должны направлять авторизационные запросы в НСПК, а НСПК уже передает их Visa. Спрямить схему, исключив из нее Visa, чтобы весь платежный процесс шел только через НСПК, планировалось в третьем квартале. То есть до сих пор банки продолжали сотрудничать с Visa, как самостоятельно (в случае сбоев), так и через НСПК.

С 1 октября согласно первоначальной схеме банки должны работать только по процессингу НСПК. Однако, по информации "Ъ", полная миграция еще не завершена, и направленное банкам письмо Visa это фактически подтверждает. О том, что часть трафика, поступающего от некоторых банков в НСПК, все еще одобряется Visa, "Ъ" рассказали несколько банков, входящих в топ-20. Оценить масштабы таких операций невозможно, официально информации об этом у банков нет. В НСПК и Visa говорят, что речь идет только о небольшом количестве операций. "Все банки — прямые участники отправляют внутрироссийские авторизационные запросы и осуществляют обмен клиринговыми сообщениями по картам Visa через НСПК,— заявили там.— Но иногда, в силу ошибок процессинговых систем банков, бывают единичные случаи направления запросов в Visa. Именно поэтому банкам было направлено уведомление о необходимости дополнительного контроля и устранения подобных ошибок".

По оценкам участников рынка, на полное завершение миграции в НСПК необходимо не меньше месяца. В отведенные Visa три рабочих дня сентября завершить этот процесс едва ли возможно, считает один из собеседников "Ъ". В какой срок схема будет полностью спрямлена и успеют ли это сделать до 1 октября, в НСПК не раскрывают. "Это внутренний технологический процесс НСПК, который реализуется согласно утвержденной "дорожной карте" и никак не влияет на эквайринг операций",— пояснили там.

Впрочем, и в НСПК, и участники рынка уверены, что новый подход Visa не приведет к сбоям по картам этой системы. Отказ Visa от гарантий по обработке таких операций "никак не отразится на возможности совершения операций держателями карт",--подчеркивают в НСПК. "Если бы система сомневалась в готовности НСПК и банков обходиться без нее, то не стала бы пускать их в свободное плавание, направив такое уведомление,— отмечает источник "Ъ", знакомый с ситуацией.— Впрочем, если к ней будет идти какое-то значимое количество запросов, Visa, скорее всего, обсудит эту ситуацию с регуляторами, и они вместе выработают план действий". По мнению исполнительного директора ассоциации "Национального платежного совета" Марии Михайловой, если Visa, несмотря на свои первоначальные колебания, пошла на сотрудничество с НСПК, было бы логично довести начатое до конца: "Для Visa важна ее репутация и отношения с банками, поэтому на отказ от обработки операций, даже если они придут к ней ошибочно, система вряд ли пойдет".

  
Social comments Cackle

Новости партнеров