DataLife Engine > Политика / Экономика > Moody's впервые назвало одним из рисков для экономики РФ "неорганизованную смену режима"

Moody's впервые назвало одним из рисков для экономики РФ "неорганизованную смену режима"

Moody's впервые назвало одним из рисков для экономики РФ "неорганизованную смену режима"

Рейтинговое агентство Moody's назвало основные риски для российской экономики в среднесрочной перспективе. В их числе агентство впервые упомянуло риск "неорганизованной смены режима", отметив рост недовольства россиян политической системой и потенциальные проблемы с переходом власти из-за "доминирования Путина", сообщает The Bell.

Эксперты агентства отмечают, что, хотя Владимир Путин не обязательно покинет политическую сцену в 2024 году, его доминирование в российской политике "осложнит переход к новому политическому руководству". До сих пор возможные проблемы со сменой власти в стране в экономических обзорах Moody's не упоминались.

Социологические опросы показывают, что большинство россиян поддерживают лично Путина, но их одобрение не распространяется на всю политическую систему. На это указывают в том числе и итоги последних региональных выборов, где мобилизовать электорат не всегда смогли даже ставленники президента. А российские эксперты заявили о существенном падении президентского рейтинга.

Впрочем, смену режима эксперты называют реальным, но отдаленным внутриполитическим риском. Куда более реальными проблемами выглядят государственное доминирование в экономике, сокращение численности трудоспособного населения, санкции США и отток капитала.

Доминирование госсектора в экономике, который Moody's оценивает в 40-50%, препятствует росту инвестиций и производительности труда, создает неравные условия для деловой активности, усугубляет ситуацию с важными для бизнеса правом собственности и верховенством закона. Эксперты указывают на низкое качество российских институтов, отмечая связь между высоким уровнем коррупции и низким уровнем законности с неэффективностью судебной системы и значительным влиянием властей на деловую среду.

Особенно доминирование государства заметно в коммунальном хозяйстве, добыче полезных ископаемых, транспорте, финансах, производстве электроники и оборудования. государственное вмешательство, которое варьируется от предполагаемого привлечения фирм по кибербезопасности к шпионажу до принудительной передачи контроля над успешными стартапами близким к правительству людям, угрожает и жизнеспособности IT-сектора, несмотря на его развитость в России.

Кроме того, экономическому росту препятствует демографическая ситуация, которая выражается в сокращении численности трудоспособного населения при одновременном уходе с рынка поколений 1960-х годов. Естественную убыль населения в 2018 году не смог компенсировать даже приток мигрантов. С другой стороны, смягчить дефицит рабочей силы может устойчивый приток трудоспособных мигрантов из Средней Азии и Украины, вызванный социально-экономической нестабильностью и военными конфликтами, а также пенсионная реформа.

Агентство также не сомневается во введении новых санкций против России, которые могут повлиять на планы Минфина и привести к "структурному разрыву" рынка госдолга и обесценению бумаг. В то же время эксперты заявляют, что негативные эффекты будут временными и не смогут повлиять на ключевые преимущества российского кредитного портфеля.

Главным же внешним риском остается отток капитала, который начал ускоряться в 2018 году из-за опасений иностранных и местных инвесторов перед внешними шоками. Капитал уходит через отток прямых иностранных инвестиций, снижение объемов внешней задолженности и стремления россиян хранить валюту вне банковской системы. При этом к новым оттокам могут привести новые санкции и другие внешние шоки.

По теме:



Вернуться назад