На одном из прошедших недавно круглых столов по теме информационной безопасности прозвучало следующее предположение:
- На Украине люди, вероятно, подвергаются некоему психотропному влиянию, причем, очень мощному. Многие звонящие из России своим знакомым и родственникам говорят о ярко выраженной неадекватности украинских собеседников. Людей просто не узнать. Они враждебны, не прислушиваются ни к каким аргументам.
Действительно, лишь за последние пять лет число тех, кто считает Россию настоящим врагом, увеличилось чуть ли не в 10 раз, и сейчас число таких людей – в районе 40%. Это данные соцопроса, причем враждебные настроения нарастают. Но разве можно миллионы людей довести до подобного состояния психотропными средствами? Это нереально: такого мощного оружия и в таком количестве пока не существует. А что же есть?
Есть методы массовой пропаганды и технологии, традиционные, веками и десятилетиями выработанные и отшлифованные, и новейшие — информационно-психологической войны. Тем более она ведется на фоне социально-экономического кризиса и вооруженного конфликта, вспыхнувшего на юго-востоке Украины. Нельзя забывать, что и само военное противостояние с сотнями официально признанных, а, скорее всего, тысячами жертв, — это тоже результат многолетней и целенаправленной пропаганды, ведущейся не без помощи многочисленных западных фондов «развития демократии и гражданского общества». А началось все двадцать с лишним лет назад с переписывания истории, когда единый русский мир стал преподноситься в виде веками враждующих двух народов – русского и украинского, где первый является извечным коварным агрессором и бесчестным соседом.
В России долгие годы с иронией и сарказмом говорили о «глобусе Украины», об украх, которые, якобы, изобрели и открыли все на свете – колесо, плуг, пар, зубочистки, а, возможно, и туалетную бумагу. Как иначе относиться к такой цитате из учебника истории:
- Украинцы – великий народ, заселявший когда-то почти всю Европу . Галлы — жители Галиции (галичане — западные украинцы), Галисии (в Испании), Галлии – во Франции и Северной Италии и гелы – шотландцы, а также ирландцы – это один и тот же народ. Часть галичан населяла и Фракию. Так что Спартак и Бандера – национальные герои нашей родины.
Но столь примитивная, местечковая по своей сути, идея национальной исключительности вопреки здравому смыслу все больше завоевывала и завоевывает сердца и умы еще вчера братского народа. А Россия, по большому счету, и не пыталась играть на этой стороне информационного поля, считая, что все сможет решить на закрытых и открытых переговорах по поводу цены и условий газовых контрактов. И в результате такой слепоты сотни украинских толкователей истории и современности небезуспешно смогли донести до своих читателей, зрителей и слушателей, например, идеи, с которыми постоянно знакомит аудиторию профессор Украинской Национальной академии управления Олег Соскин:
- Московиты украли у украинского народа язык, православную веру, название страны, а сейчас пришло время все это нам вернуть. А они должны вернуться к своему финно-угорскому, тюркскому фундаменту. Бандит Петр украл у Украины генетическое название «Русь», назвав свою империю латинскими буквами Russia, которая стала называться в романо-германском мире «Раша». А финно-угорцы трансформировали ее в «Россия».
Возможно, многие считали и считают, что нет смысла спорить с явно безграмотным бредом. Скажем, разве можно украсть язык? Он, как известно, развивается неподвластно воле правителей, добрых или злых, неважно. Заставить народ говорить из-под палки невозможно. А вера? Она или есть или ее нет, а коли общая – так этим гордиться надо. С названием страны у профессора опять ляпы, достойные школьника-двоечника. Видно, что профессору нравится словосочетание «романо-германский», но он явно не понимает его смысла. «Раша» — это по-английски, а «Русланд», скажем, по-немецки. Где при этом были некие финно-угорцы, давшие нам «Россию», вообще неизвестно.
Однако, подобный бред, вопреки всему, становится, говоря по-профессорски, трендом и основным дискурсом современной украинской политики. Так, депутат Верховной Рады Иван Стойко на заседании Парламента недавно заявил, что его страна ведет войну с «монголоидной расой» и «фашистской Россией», которая как саранча лезет на Украину, чтобы уничтожить наше государство, нашу нацию. Местечковый нацизм в словах профессора и депутата представлен очень отчетливо. Это смесь доморощенной расистской теории, замешанной одновременно на собственной якобы исключительности и ущербности. Смесь превосходства и холопства, когда собственный хутор – это центр вселенной, и твой сосед всегда вызывает зависть, которая ведет к куркульской ненависти. И при этом дремучее невежество выдается за верх интеллектуальной мудрости. В этом, кстати, нынешний феномен украинства. Это уже не вчерашняя бандеровщина с примитивной идеей уничтожения москалей без претензий на интеллектуальное превосходство. И при этом принято говорить, что Украина – страна, безусловно, европейская. Как же быть с европейской толерантностью, когда неприязнь к иной нации и расе так и прет. Бедная Епропа, кого пригрела на своей груди!
Сегодня на Украине под запретом все ведущие российские телеканалы. А собственная пропаганда (о нейтральной объективной журналистике сейчас говорить не приходится) выполняет рекомендации Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, а также Независимого медиапрофсоюза. В одной из них советуют:
- Не помогайте врагу дезориентировать граждан Украины – многие из них, слыша название батальона, сомневаются, это украинские или российские подразделения. Вместо таких названий батальонов, как «Айдар», «Днепр», «Азов», лучше употреблять словосочетание «украинские военные», в «одном из территориальных батальонов», «украинская армия». Вместо батальона «Восток» лучше говорить «кадыровские наемники».
Мало того, что никто так и не показал пока полчища кадыровских наемников и колонны российских азиатов, так еще невольно всплывают уместные в данном случае рекомендации доктора Геббельса от 22 июня 1941 года. Они обращены к немецким кинохроникерам, которым рекомендуется выбирать среди советских военнопленных для съемок еженедельной кинохроники ярко выраженные азиатские и семитские лица, тем самым подчеркивая, что Германия спасает Европу от диких азиатско-еврейских большевистских орд.
Но как же действует нынешняя украинская, по сути своей, местечково-нацистская пропаганда на рядового обывателя? Приведем примеры высказываний в блогах:
- Еще не все понимают, что мы с бешеными псами из Кремля недоговороспособны: между нами цивилизационная пропасть.
- Противоречия между нами таковы, что они могут быть разрушены только войной и уничтожением одной из сторон: или Путин в Киеве, или Майдан – в Москве.
- Это война за прошлое – кто наследует Киевскую Русь.
- Москва – это раковая опухоль на теле человечества, главный тормоз его развития.
- Без ликвидации Москвы (не города, но принципа), человечество не продвинется вперед.
Попытаемся подвести некоторые итоги ведущейся информационной войны. Если год назад еще шли дискуссии на тему: куда идти Украине – в Евразийский союз или Европейский, то сегодня таким спорам уже нет места. После всех драматических событий выбор формально и однозначно определен – европейский путь развития на основе подписанного президентом Порошенко договора об ассоциации с Европой. Однако после бурных восторгов не последовала тут же ратификация соглашения Верховной Радой и даже неизвестна дата обсуждения этого вопроса в Парламенте. Объяснение кроется, скорее всего, в том, что власти бояться приступать к практической реализации соглашения. Украина не готова к болезненным реформам – и в хозяйственной, и политической, и правовой реальности. Достаточно сказать, что 90% решений Европейского суда по правам человека здесь не исполняется.
Европе, конечно, выгодна зона свободной торговли, говорят, что выгодна она и Украине. Однако взваливать неподъемную экономическую ношу и терпеть огромные убытки страна сегодня не в состоянии. Но самое главное, второй ведущий игрок на политическом поле незалэжной – США — вовсе не стремятся к тем целям, которые ставит перед собой объединенная Европа. Американцев не интересует украинская экономика, за исключением поставок газа в Европу, которые они стремятся сократить. Но основная их задача сегодня – создание на этой территории враждебного России военно-полевого образования, пусть даже за счет крушения единого государства. И здесь, как никогда, актуальна тема противостояния Евразийскому союзу.
Напомним, в конце 1012 года завершающая свое пребывание на посту госсекретаря США Хилари Клинтон утверждала со всей категоричностью, что Запад во главе с Америкой не должен допустить создания полноценного Евразийского союза. Можно сказать, первый этап уже достигнут – удалось отторгнуть от евразийского вектора Украину. И по факту новое образование становится все больше азиевропейским.
Но при этом в одночасье вдруг возникла, как досадная и болезненная заноза, присоединение к России Крыма. Сегодня американские интересы прямым текстом озвучивают официальные лица в Киеве. Достаточно сказать, что руководитель СБУ Валентин Наливайченко в программе «Шустер live» Первого национального канала ТВ четко обозначил врага в лице России, где создана, по его словам, агрессивная идеология евразийства и враждебный Украине и всему цивилизованному миру православный фундаментализм. Этому вассалу Лэнгли и невдомек, что он дословно цитирует оперативные инструкции своих хозяев, не смущаясь тем, что и Украина – сама тоже страна православная. Или хотя бы была до недавнего времени.
Что же делать Киеву? Во-первых, надо решить проблему мятежного Донбасса – Новороссии, а, во-вторых, затем заняться и Крымом. При этом в последнее время действия Киева становятся все более решительными и, что немаловажно, встречающими значительную поддержку у элит страны – вознесшихся к власти олигархов. Эту же политику поддерживают немалые слои населения, не приемлющие перемирие с Донбассом. Во всяком случае, подобная позиция становится результатом нынешнего крепнущего укронацизма.
Позиция России по вопросу Юго-Востока отнюдь не наступательная. Она в основном сводится к риторике о необходимости мира в регионе с упором на показ жертв украинских карателей и страдании мирного населения. Регулярно звучат сообщения об обстрелах пограничных территорий России. Европа внешне прислушивается к голосу Москвы, откладывая принятие очередного пакета санкций, а вот в Киеве и, главное, в Вашингтоне, позицию России в расчет не берут. Президент Путин предельно демонизируется – это Гитлер наших дней, а участвующий в международных переговорах Лавров – не иначе как Риббентроп.
К тому же Киеву длящийся уже три месяца вооруженный конфликт на Донбассе объективно выгоден сегодня и еще в большей степени станет выгодным в ближайшие месяцы, когда обострится экономическая и политическая ситуация в стране. Внешний враг для правящего режима крайне необходим и, кроме того, на борьбу с ним можно задействовать многочисленные феодальные вооруженные формирования олигархов и «Правого сектора». На войну с Россией США денег дадут, поэтому не стоит отмахиваться от слов об освобождении Крыма и раздающихся призывов атаковать врага на его территории.
В этой связи Москве уже в ближайшее время надо четко выработать свою позицию по отношению к Новороссии, ее лидерам и методам ведущейся там борьбы. Кроме того, следует незамедлительно всячески укреплять де-факто образованный Евразийский экономический союз. Здесь важны шаги не только в реальной экономике, но и определение ценностных приоритетов нового образования. Речь при этом надо вести не о выработке какой-то новой идеологии – здесь путь тупиковый, так как у самой России собственной идеологии пока нет.
Народы России, Белоруссии и Казахстана (а также готовящихся к присоединению стран) и без формальной идеологии связывает очень многое. У нас, по большому счету, сходное мироощущение, многое роднит в неприятии разлагающего основы бытия псевдо либерализма современного Запада. Но это объединение не по ненависти, а по сохранению своей национальной и культурной идентичности. Нам нельзя повторить негативный опыт Украины, где удалось поставить по разные стороны баррикад соседние славянские народы, задействовав механизмы формирования агрессивного местечкового нацизма. Теперь на преодоление случившегося уйдут годы. И, к сожалению, будут немалые жертвы.