» » По стопам овечки Долли: клоны уже среди нас

По стопам овечки Долли: клоны уже среди нас

Ровно двадцать лет назад мир познакомился с овечкой Долли. Вообще-то, родилась она 5 июля 1996 года, однако только 27 февраля 1997 года информация об этом знаменательном событии появилась в английском журнале «Nature», а термин «клонирование» перешагнул границы научного сообщества и прочно утвердился в повседневном обиходе.
Откуда взялась Долли
Идея создания генетически идентичных организмов зародилась еще в середине XIX века вместе с клеточной теорией, которую разработал немецкий ученый Теодор Шванн. В 1894 году его соотечественник биолог Ханс Дриш сумел вырастить отдельных особей морского ежа из разделенных эмбриональных клеток. Спустя семь лет еще один немецкий ученый, Ханс Шпеман, успешно проделал аналогичный опыт с двухклеточным зародышем саламандры.
Новое развитие эксперименты по клонированию получили в первой половине ХХ века, когда американский генетик Уолтер Саттон выдвинул гипотезу, согласно которой генетическая информация хромосомы содержится в клеточном ядре, а Ханс Шпеман, после ряда опытов в данном направлении, предположил возможность пересадки ядра одной клетки в другую, безъядерную, яйцеклетку.
В 1962 году профессор Оксфордского университета Джон Гердон клонировал лягушку из ядра клетки кишечника взрослой особи. Это стало первым доказательством того, что ядро клетки взрослого организма при определенных условиях может вернуться в состояние эмбриона. В 1963 году китайский исследователь Тун Дичжоу клонировал рыбу, пересадив генетический материал взрослого азиатского карпа в икринку.
Иэн Уилмут