DataLife Engine > Наука / Технологии > На финишной прямой суборбитального туризма

На финишной прямой суборбитального туризма

На финишной прямой суборбитального туризма

Два конкурента, Virgin Galactic и Blue Origin, наконец вышли на финишную прямую — обе компании перешли к регулярным испытаниям. 29 мая состоялся второй полет со включением двигателя корабля SpaceShipTwo от Virgin Galactic, а 18 июля — девятый испытательный полет New Shepard от Blue Origin. Точных дат не опубликовала еще ни одна из компаний, но если события будут и дальше развиваться с такой же скоростью, то до первого суборбитального туристического полета остается уже меньше года.
На финишной прямой суборбитального туризма

New Shepard перед девятым полетом, фото Blue Origin
New Shepard
Испытательный полет New Shepard, старт с 35 минуты
Blue Origin 18 июля провели уже девятый полет. Тщательность их программы испытаний вызывает уважение — в предыдущих пусках проверили отказ одного из парашютов и протестировали систему спасения на разгоняющейся ракете. Еще раньше систему спасения проверили в сценарии аварии на стартовой площадке. В этот раз испытывалась она же, но в сценарии срабатывания после отделения от ракеты-носителя. Это новый тип тестов в истории космонавтики — на существующих и исторических орбитальных кораблях система спасения сбрасывается на высоте нескольких десятков километров, за несколько минут до отделения от верхней ступени ракеты-носителя. Не так легко придумать сценарий аварии, для которого пришлось бы включать систему спасения, когда капсула летит по инерции — единственным разумным вариантом представляется случай, когда уже после отделения на ракете несанкционированно снова включается двигатель, и она грозит ударить капсулу с пассажирами. Из-за того, что двигатель включился на высоте, испытание было менее зрелищным, но, главное, успешным — двигатели системы спасения увели капсулу от ракеты. При этом и капсула и ракета совершили благополучную посадку и готовы к повторному использованию.
На финишной прямой суборбитального туризма

Включение САС, кадр из видео Blue Origin
Уже некоторое время на New Shepard возят попутные полезные нагрузки. Несколько минут невесомости на порядок больше ~30 секунд на самолете-летающей лаборатории, и этого может хватить для научного эксперимента или испытания нового прибора. В капсуле уже второй раз летел технологический демонстратор компании Solstar, которая собирается стать первым космическим интернет-провайдером, продавая доступ в интернет для спутников и астронавтов. В прошлом, восьмом, полете устройство успешно опубликовало твит, который в компании назвали «первым коммерческим твитом из космоса», сейчас испытали новую антенну и успешно опубликовали второй твит.
Если же говорить серьезно, замена специального оборудования для связи со спутниками на привычный нам интернет должна серьезно упростить работу со спутниками с Земли.
Также второй раз в капсуле летело оборудование от Космического центра им. Джонсона NASA SFEM-2 для замера параметров полета — ускорения, давления, температуры, влажности, уровня углекислого газа и акустических нагрузок. Полученные данные позволят определять, каким новым полезным нагрузкам подойдут условия в спускаемом аппарате.
А для более требовательных грузов в полете испытывалась платформа вибрационной изоляции от Controlled Dynamics, которая сможет как изолировать грузы от вибраций, так и создавать требуемые для эксперимента специальные условия.
На борту также были две научные установки от университетов, изучавшие поведение жидкости в трубах и электромагнитное поле внутри капсулы.
SpaceShipTwo
Последний по времени испытательный полет космоплана SpaceShipTwo прошел 29 мая. Это уже тринадцатый полет второго летного экземпляра, получившего имя VSS Unity (первый был потерян в катастрофе 2014 года), и второй со включением ракетного двигателя. Конфигурация корабля и профиль полета постепенно приближаются к планируемой штатной эксплуатации — в этот раз в салон установили пассажирские сидения и другое оборудование для будущих туристов, из-за чего центр тяжести сместился назад. Максимально достигнутая скорость почти не увеличилась, зато по высоте аппарат поднялся чуть меньше, чем на десять километров выше предыдущего полета — 34,9 км против 25,7.
Попутные полезные нагрузки по очевидным причинам пока возить нет смысла, но Virgin Galactic активно готовится захвату будущего рынка — в начале июля было объявлено о сотрудничестве с двумя крупнейшими аэрокосмическими компаниями Италии и планах по строительству космодрома для суборбитальных туристических полетов на итальянской территории.
Опасность обещаний
Сравнительно недавно просочились слухи о еще не объявленной цене билета от Blue Origin, она должна будет находиться в диапазоне $200-300 тысяч. Ирония заключается в том, что уровень цен был объявлен более 10 лет назад, когда Virgin Galactic начала продавать по $200 тысяч билеты на SpaceShipTwo, который от даже испытательных полетов отделяли годы. В 2013 году цену подняли до $250 тысяч, но совершенно непонятно, будет ли такая цена адекватна стоимости созданной сейчас техники. Аналитик Teal Group Марко Кацерес (Marco Caceres) утверждает, что себестоимость одного пуска New Shepard составляет примерно $10 миллионов, что для капсулы на шесть туристов даст убыток минимум в $8 миллионов за полет. Себестоимость полета SpaceShipTwo неизвестна, но весьма сомнительно, что она осталась в рамках расчетов начала нулевых. В результате может получиться так, что Ричард Брэнсон (глава Virgin Galactic), назвав цену и начав продавать билеты, невольно создал главную проблему суборбитального туризма начала 21 века — по такой цене полеты могут быть банально убыточны, а резко поднять цену не позволят общественные ожидания.
Вторая проблема — оценка потенциального объема рынка. Virgin Galactic утверждает, что на их космоплан продано уже более 700 билетов, но, во-первых, неизвестно, сколько клиентов передумали или по другим причинам вышли из игры. Во-вторых, пятисотый билет купили в 2012 году, то есть желающих было гораздо больше в нулевых, чем в десятых годах. Удастся ли сейчас создать новый поток клиентов?



Вернуться назад